Interested Article - Надгробный иконостас
- 2020-07-05
- 1
Надгробный иконостас ( гробовая икона ) — комплекс икон (отдельная икона ), помещавшиеся над захоронением великого князя , царя или представителя правящего рода .
История
Традиция пришла в Россию из Византийской империи . Известно, что над гробницей Исаака Комнина были помещены иконы Иисуса Христа и Богородицы Космосотирии, портреты его родителей и собственное изображение .
В России самое ранние упоминание о гробовой иконе помещено в Воскресенской летописи , которая сообщает, что в 1243 году в псковском замироточила икона Спаса над гробницей княгини Евпраксии , жены князя Ярослава Владимировича
XVI—XVII веков отводил особую роль иконам, которые несли перед гробом умершего, целовали при прощании с покойным и затем помещали при гробе. Чаще всего это были иконы Спасителя и Богородицы . Обычно выбирались те иконы, которые усопший почитал при жизни.
На гробницу первого русского царя Ивана Грозного , находящуюся в дьяконнике Архангельского собора Московского Кремля в качестве гробовой иконы был помещён образ Богородицы Иосафовской, которой его благословили при крещении . Позднее, как особую святыню, эту икону поместили на аналое у царских врат .
В царском некрополе Архангельского собора в середине XVII века у гробов также помещались только отдельные иконы. По сообщению Павла Алеппского во время его приезда в Москву в 1654—1656 годах в Архангельском соборе « над каждой гробницей стоит икона, осыпанная множеством драгоценных каменьев, и перед ней светильник, неугасимо горящий » . В том же веке вместо отдельных икон над царскими гробами сформировались довольно большие надгробные иконостасы . Их нижний ряд состоял из царских патрональных икон , над ними помещались мерные иконы , а выше так называемые «гробовые иконы» — образы Спасителя и Богородицы или иные личные иконы усопшего, особо почитавшиеся им .
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и создания новой императорской усыпальницы в Петропавловском соборе традиция создавать обширные надгробные иконостасы прекратилась. На гробницу Петра I только в 1827 году по указанию Николая I была помещена только его мерная икона с образом апостола Петра , взятая из придворной ризницы . Гробницу императора Павла I так же украшала его мерная икона .
Известные надгробные иконостасы
- цари (Архангельский собор Московского Кремля)
- Иван Грозный : патрональная икона «Святой Иоанн Предтеча», Богородица Иосафовская
- Фёдор Иванович : патрональная икона «Святой Феодор Стратилат»
- Михаил Фёдорович : иконостас у столпа с киотом из 23 икон, общий с его детьми и внуками
- Алексей Михайлович : иконостас у столпа с киотом из 23 икон, общий с его отцом и детьми
- Фёдор Алексеевич : иконостас у столпа с киотом из 14 икон, общий с царём Иваном V
- Иван V : иконостас у столпа с киотом из 14 икон, общий с царём Фёдором Алексеевичем
- императоры (Петропавловский собор, Санкт-Петербург)
- Пётр I : мерная икона «Апостол Пётр»
- Анна Иоановна : две иконы в золотых окладах с жемчугом и драгоценными камнями
- Павел I : мерная икона «Апостол Павел»
- прочие
- княгиня Евпраксия Псковская : образ Спаса (Иоанно-Предтеченский монастырь, Псков)
- царевич Василий Михайлович : общий иконостас с отцом (Архангельский собор)
- царевич Иван Михайлович : общий иконостас с отцом (Архангельский собор)
- царевич Алексей Алексеевич : общий иконостас с отцом (Архангельский собор)
- царевич Дмитрий Алексеевич : общий иконостас с отцом (Архангельский собор)
- царевич Симеон Алексеевич : общий иконостас с отцом (Архангельский собор)
- царевна Софья Алексеевна : 18 икон, включая мерную ( Новодевичий монастырь )
- царевна Евдокия Алексеевна : надгробный иконостас с мерной иконой (Новодевичий монастырь)
См. также
Примечания
- ↑ Самойлова Т. Е. Священное пространство княжеского гроба в Древней Руси // Иеротопия. Исследование сакральных пространств. М., 2004. С.147-148
- ПСРЛ . VII. М., 2001. Стб. 1244
- Щенникова Л. А. О двух чтимых богородичных иконах Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 287
- Павел Алеппский . от 25 января 2016 на Wayback Machine
- Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977
- ↑ Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388, VIII с.
- Логунова М. О. Печальные ритуалы Российской империи. М., 2011. С. 208
- Логунова М. О. Печальные ритуалы Российской империи М., 2011. С. 127
- Логунова М. О. Печальные ритуалы Российской империи. М., 2011. С. 200
- Надгробный иконостас царевны Софьи // Святая Русь / Альманах. Вып. 302. СПб: Palace Editions, 2011. С. 402—412
Литература
- Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388, VIII с.
- Самойлова Т. Е. Священное пространство княжеского гроба в Древней Руси // Иеротопия. Исследование сакральных пространств. М., 2004. С.147-148
- Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977
- Надгробный иконостас царевны Софьи // Святая Русь / Альманах. Вып. 302. СПб: Palace Editions, 2011. С. 402—412
- 2020-07-05
- 1