Interested Article - Никола Можайский (скульптура из деревни Зеленята)

«Никола Можайский» пермская деревянная скульптура святителя Николая Чудотворца в иконографии « Можайский ». Находится в собрании Пермской государственной художественной галереи .

История

Скульптура длительное время датировалась XVIII веком . По преданию, записанному Н. Н. Серебрянниковым , скульптура происходит из Пыскорского монастыря . Когда монастырь в 1781 году переехал в Пермь она попала в деревню Зеленята . По местной легенде скульптура оживала и ходила ночами по окрестностям, снашивая обувь, которую приносили ей верующие . До революции 1917 года в деревню на празднование памяти святого Николая собиралось до 10 тыс. человек — русских, коми-пермяков, удмуртов .

Из деревенской часовни в 1926 году поступила в Пермский музей . В 1969 году скульптура была отреставрирована специалистами ВХНРЦ . В 1980 году была сделана рентгенограмма скульптуры.

В 1998 году московский искусствовед В. Н. Шаханова и в 2003 году петербургский искусствовед Н. В. Мальцев уточнили датировку скульптуры началом XIX века на основе стилистических и технологических особенностей памятника .

Скульптура постоянно экспонируется в Пермской государственной художественной галереи. Участвовала в выставках в ГМИИ им. А. С. Пушкина (1999—2000 гг.), Государственной Третьяковской галерее (2001 г.).

Иконография и техника исполнения

Лик святителя

Святитель Николай изображён фронтально в полный рост с поднятыми руками в которых находятся меч и «град» (выполнен в барочных формах, схож с Успенским собором Киево-Печерской лавры ). Скульптура сохраняет древнерусскую иконографию, но при этом, по мнению О. М. Власовой:

Фигура святого наделяется конкретным, почти натуралистическим обликом. Объёмная, широкоплечая, она свободно «выходит» в пространство. Руки с мечом и «градом» подняты вверх, будто святой идёт навстречу врагу .

Скульптура тщательно проработана, облачение ( фелонь , стихарь , епитрахиль , палица , омофор ) выполнено в рельефе послойно.

Для создания скульптуры использована берёза . Внутри она полая для того что бы дерево не порвало при изменении температуры и влажности . Фелонь выполнена из трёх вертикальных частей, скреплённых шкантами и металлическими стержнями. Оборот фелони тонирован. Меч и «град» выполнены отдельно.

Сохранность скульптуры хорошая, имеются мелкие сбои дерева и утраты позолоты и красочного слоя.

Примечания

  1. Серебрянников Н.Н. Пермская деревянная скульптура: Материалы предварительного изучения и опись. — Пермь, 1928. — С. 19—20.
  2. Серебренников Н. Н. Пермская деревянная скульптура. — Пермь, 1967. — С. 11.
  3. Шутова Н. И. // Вестник УдГУ. История и филология. — 2013. — Вып. 1 . — С. 58—64 . 12 июля 2019 года.
  4. Власова О.М. Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века. Коллекция Пермской государственной художественной галереи. — М. : Арт-Волхонка, 2013. — С. 394. — ISBN 978-5-904508-31-9 .
  5. Власова О.М. Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века. Коллекция Пермской государственной художественной галереи. — М. : Арт-Волхонка, 2013. — С. 43. — ISBN 978-5-904508-31-9 .
  6. Анатомия Николы-Угодника // Техника — молодёжи . — 2004. — № 4 . — С. 67—68 .
Источник —

Same as Никола Можайский (скульптура из деревни Зеленята)