Патрональная икона
- 1 year ago
- 0
- 0
Патрональные иконы русских царей — патрональные иконы , писавшиеся в XVI—XVII веках для правящего русского царя к его венчанию на царство . Помещались в иконостасе домового храма и после смерти царя переносились в надгробный иконостас .
Сохранилось 6 патрональных икон русских царей, ныне находящихся в собрании музеев Московского Кремля .
Помимо мерных икон , создававшихся при рождении царевичей и царевен, из соборов Кремля происходит ряд похожих по пропорциям тезоименных (патрональных) икон нескольких царей из династий Рюриковичей и Романовых , которые создавались к их вступлению на престол .
Икона, как правило, писалась непосредственно к венчанию на царство или вскоре после него (например, патрональная икона царей Петра I и Ивана V была написана и помещена в иконостас Благовещенского собора спустя 10 месяцев после венчания ). Исключением является икона первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича , которая была написана только в 1630—1640 годы, ближе к концу царствования, когда завершились споры о легитимности нового царя среди иностранных держав .
Появление традиции написания особых патрональных икон для придворного храма связывают с первым венчанием на царство в 1547 году Ивана Грозного , но отмечают, что она имеет более древние истоки .
В период Смутного времени традиция написания патрональных икон царей прервалась (сведения о существовании подобных икон для Годуновых не сохранились) и была возобновлена при новой династии Романовых для подчёркивания своего преемства и связи с пересекшейся династией Рюриковичей . Последней в традиции царских патрональных образов стала икона со святыми Иоанном Предтечей и апостолом Петром, написанная в 1682—1683 годы для царей Петра и Иоанна .
Образы святых царских покровителей помещали в местный ряд иконостаса Благовещенского собора (домового царского храма), справа от храмовой иконы Благовещения напротив царского моленного места . К своему небесному покровителю за богослужением в домовом храме царь обращал свои молитвы, и святой должен был быть молитвенником за своего венценосного тёзку .
Несмотря на то, что во второй половине XVII века домовым царским храмом был уже Верхоспасский собор , патрональные иконы по традиции продолжали помещать в иконостас Благовещенского собора . В настоящий момент в иконостасе Благовещенского собора осталась установленной только последняя из таких икон, написанная для совместно венчанных на царство Петра I и Ивана V (в середине XVIII века на иконе был дописан святой Алексий — человек Божий, небесный покровитель их отца ), все остальные находятся в музейной экспозиции Кремля.
После смерти царя икону переносили в Архангельский собор «ко гробу» :
…по преставлении блаженные памяти великого Государя царя и великого князя Феодора Алексеевича… образ святого великомученика Феодора Стратилата взят и поставлен в соборной церкви Архангела Михаила, в киоте у его Государского гроба…
Изъятие иконы из иконостаса происходило в момент прощания с усопшим царём во дворце. Вместе с телом покойного она в торжественной процессии переносилась в Архангельский собор и помещалась в надгробный иконостас наряду с мерной иконой царя, сохраняя свою функцию личного молельного образа . Новый царь после венчания на царство приходил в Архангельский собор поклониться гробам предков и «знаменовался» у икон .
Патрональную икону царя писали на узкой доске 150—160 х 45—55 см (размер обусловлен определённым для неё местом в иконостасе Благовещенского собора ).
Помещение иконы в местный ряд иконостаса, справа от местной иконы, определило устойчивую для всего периода существования традиции царских патрональных икон их иконографию , связанную с храмовым пространством . Святой на них всегда изображался в полный рост в развороте — в молении Господу Богу, представленному благословляющей из разверзшихся небес Десницей, которая выступает обезличенным изображением Спаса в силах . Патрональная икона писалась в традиции икон деисусного чина иконостаса и выступала как одна из икон его правой части.
Высокая значимость патрональных икон в домовом храме обусловила особое внимание к их украшению. Драгоценные оклады данных икон изготавливались лучшими придворными мастерами , а автором их «убора» мог быть сам государь . Особая форма икон с узкими боковыми полями и широкими верхним и нижним полями определила особенности их окладов. На них помещали развёрнутые лицевые житийные изображения, которые одновременно венчали образ и создавали его подножье.
Сохранилось два подобных оклада — от икон Ивана Грозного (4 серебряных пластины) и его сына Фёдора (6 золочёных серебряных пластин). После перерыва в Смутное время изменился подход к украшению — у первых Романовых на иконах басменные или чеканные оклады с драгоценными венцами и цатами , практически полностью закрывавшими икону. Последняя из царских патрональных икон была украшена серебряной позолоченной ризой с такими же венцами и четырьмя финифтевыми табличками .
Изображение | Название | Царь | Описание |
---|---|---|---|
« Святой Иоанн Предтеча » | Иван Грозный |
Москва, греческий мастер, середина — вторая половина XVI века. Дерево,
левкас
;
темпера
. 152х44,5 см.
Старейшая из сохранившихся подобных икон. Иконография восходит к древним византийским образцам и не имеет аналогов в русском искусстве своего времени, что свидетельствует о её написании по особому заказу . После смерти царя была помещена в приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора над его гробом. В 1696 году икону забрали от гроба Ивана Грозного и поместили в иконостас собора с западной стороны северо-западного столпа над захоронением царя Ивана Алексеевича . Это было сделано по причине того, что в иконостасе Благовещенского собора на момент смерти Ивана V находилась патрональная икона не только его, но и его брата Петра I, который продолжил править . |
|
« Святой Феодор Стратилат» | Фёдор I Иванович |
Москва, около 1584 года, запись — XVIII век. Дерево, левкас; темпера. 152х46 см.
Датировка иконы основана на стилистических особенностях одновременного ей оклада . Во второй половине XVIII века икона была записана в барочном стиле мастерами круга Симона Ушакова . В XVIII веке при ремонте диаконника была перенесена в собор и помещена у правого столпа над захоронениями Романовых . |
|
« Святой Михаил Малеин» | Михаил Фёдорович |
Москва, 1630-е — середина 1640-х гг., частичная запись XVIII—XIX вв. Дерево, левкас; темпера. Оклад — серебро, золото, изумруды, турмалины; чеканка, золочение, эмаль, канфарение. 153х53 см.
Икона была написана под конец царствования Михаила Фёдоровича с возможной целью подчеркнуть своё родство с угасшим родом Рюриковичей . По одной из версий, икона могла быть написана в 1637 году для Верхоспасского собора Кремля, который в XVII веке становится царским домовым храмом . После смерти царя икона была поставлена в киоте у его гроба. Икону закрывает чеканный оклад, оставляющий открытыми только фигуру святого, десницу и позем . Венец и цата на иконе украшены драгоценными камнями. |
|
« Святой Алексий человек Божий» | Алексей Михайлович |
Москва, середина XVII века, запись XVIII—XIX века. Дерево, левкас, ткань; темпера. Оклад — серебро, изумруды, турмалины, жемчуг, чеканка, золочение, резьба. 156,5х53 см.
Икона создана к венчанию на царство в 1645 году или вскоре после него одним из царских изографов . Лик святого написан в технике XVI века, а сама икона представляет пример «переходного стиля». После смерти царя икона была помещена в Архангельском соборе у гроба в одном киоте с мерной иконой царя. Поля и фон иконы были закрыты серебряным чеканным золочённым окладом, открытыми оставлены только фигура святого, благословляющая десница и позем . Фигура святого украшена венцом и цатой с жемчужной обнизью и драгоценными камнями. |
|
«Святой Феодор Стратилат» | Фёдор III Алексеевич |
Москва,
Симон Ушаков
«с товарищами», 1676 год. Дерево, левкас; темпера. 156х53,5 см.
Авторство иконы и дата её написания известны из подписи в нижней части иконы на поземе . Симон Ушаков написал также мерную икону царевича Фёдора. Икона была украшена окладом из серебряной накладки, венца с жемчужной обнизью и цаты. Оклад с иконы демонтирован и хранится отдельно . |
|
«Иоанн Предтеча,
и Алексей Человек Божий» |
Пётр I
,
и их отец Алексей Михайлович |
Москва, Фёдор Зубов «с товарищами», 1682/1683 — середина XVIII века. Дерево, паволока, левкас; темпера. 162,5х55 см.
Икона была написана к совместному правлению царей Ивана и Петра Алексеевичей и является единственной многофигурной иконой . В 1745—1761 годы на иконе был дописан святой Алексий человек Божий, тезоименный святой царя Алексея Михайловича. Вместе с ним на иконе появилась вторая благословляющая Десница и клейма на нижнем поле с изображением усекновения главы Иоанна Предтечи , преставления святого Алексия и распятия апостола Петра . Поскольку после переноса столицы в Санкт-Петербург в нём была устроена новая императорская усыпальница , то традиция переноса патрональных икон «ко гробу» в Архангельский собор прекратилась . Икона была оставлена на своём месте в иконостасе Благовещенского собора . |