Interested Article - Спас Златая Риза
- 2020-07-11
- 1
«Спас Златая Риза» — икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле , первоначальная живопись которой датируется XI веком . Икона поновлялась в XV—XVI веках. В 1700 году была практически полностью переписана царским изографом . Своё название «Златая Риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада , который украшал её .
История
Икона происходит из новгородского Софийского собора . В 1528 году митрополитом Макарием вместе с другими древними иконами была помещена в местном ряду иконостаса напротив митрополичьего места . Была привезена в Москву в 1570 году Иваном Грозным , собиравшим в столице древние образы. В 1572 году в Новгород была прислана её копия.
В иконостас Успенского собора Московского Кремля икона была помещена в 1655 году патриархом Никоном по совету антиохийского патриарха Макария . Икона начала пользоваться особым почитанием благодаря преданию, связывавшему её с императором Мануилом I Комнином , которому приписывали её авторство . Согласно ему, из-за того, что император разгневался на священника , Христос на иконе изменил традиционный благословляющий жест правой руки и указал ей на раскрытое Евангелие . От этого предания икона получила своё второе название «Мануилов Спас». Данное предание об императоре Мануиле Никон использовал как один из аргументов для доказательства своего тезиса, что «священство превыше царства» .
В 1700 году царский изограф Кирилл Уланов практически полностью переписал древний византийский образ. На лике и руках Иисуса Христа сохранились лишь отдельные фрагменты живописи XV–XVI веков . От первоначальной живописи XI века ничего не сохранилось . Кирилл Уланов, пытаясь сохранить древнюю иконографию, повторил особенность жеста правой руки Иисуса Христа, но при этом детально расписал золотым ассистом его одежды, чтобы они отвечали названию образа . По мнению Э. С. Смирновой , живопись на иконе полностью повторяет иконографию XI века .
В настоящее время икона находится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля, справа от царских врат — в том месте, куда её поместил патриарх Никон.
Иконография
Икона «Спас Златая Риза» (как и икона « Апостолы Пётр и Павел ») имеет иконографию , неизвестную по другим византийским иконам, и, вероятно, была создана специально для Руси около 1050 года, когда было завершено строительство Софийского собора в Новгороде .
Иисус изображён во фронтальной позе, сидящим на троне, украшенном резьбой. Фронтальная поза, симметрично сведённые ноги Иисуса и архаичная прямоугольная форма спинки трона свидетельствуют о древнем происхождении образа . В левую руку помещено раскрытое Евангелие, а пальцы правой руки указывают на его строки, написанные на греческом, — «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. ). Под ногами Христа в качестве подножия изначально были помещены престолы , изображённые в виде крылатых колес, но после подновления живописи они были заменены традиционным подножьем (оригинальное изображение сохранилось на уменьшенной копии иконы, сделанной Кириллом Улановым в 1670 году ).
Примечания
- ↑ Толстая Т. В. Успенский собор. — М. : Музеи Московского Кремля , 2008. — С. 106—107. — ISBN 978-5-88678-189-2 .
- Воскресенская летопись // ПСРЛ. Т. 8. С. 285
- ↑ . Православие.Ru . Дата обращения: 1 декабря 2017. 12 октября 2018 года.
- Персональный сайт В.Г.Власова и Н.Ю.Лукиной . Дата обращения: 1 декабря 2017. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 9 апреля 2020. 17 января 2021 года.
- ↑ Смирнова Э. С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. — М., 1996. — С. 159–160.
- ↑ Корнеева Н. И. Азы древнерусской иконописи. Иконография Христа. — М. : Юный художник, 2002. — С. 30—31. — 36 с.
- . Издательство «Северный паломник» . Дата обращения: 1 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
- Христианство в искусстве . Дата обращения: 1 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
Литература
- Смирнова Э. С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. — М., 1996. — С. 159—200.
- Гордиенко Э. А. Икона «Спас царя Мануила» и Сказание о ней в истории новгородской церкви // Новгородский исторический сборник. --Вып. 7 (17). — СПб., 1999. — С. 48—75.
- 2020-07-11
- 1