Голгофо-Распятский скит
- 1 year ago
- 0
- 0
Оленевский скит — древнейший из нижегородских старообрядческих скитов , находившихся на реке Керженец . Ныне — деревня Большое Оленево Семёновского района Нижегородской области .
Основан в XV веке иноками Желтоводского монастыря , сопровождавшими Макария Желтоводского в Унжу после разорения монастыря Улу-Махметом . По старообрядческому преданию, на месте, где был основан скит, по молитве преподобного Макария странникам явился олень — отсюда и произошло название скита.
После церковных реформ патриарха Никона оленевские пустынножители не приняли нововведений и ушли в раскол. Согласие, к которому принадлежал скит, определялось как беглопоповское («перемазанщики»).
После « Питиримова разоренья» в 1737 году скит был уничтожен, но был восстановлен после указа Екатерины II от 29 января 1762 года , прекратившего преследования старообрядцев за веру и дозволявшему им вернуться в Россию.
На начало XIX века в нём насчитывалось 14 женских обителей и он был одним из крупнейших и известнейших на Керженце (в 1826 году в нём было 5 часовен и 9 моленных). В 1834 году по указу Нижегородского губернского правления был составлен план скита с обозначением обителей и келий: в нём проживало 432 души мужского и женского пола, имелось 6 бывших кладбищ и одно действующее. С 1838 года скит в официальных документах назывался деревней, оставаясь по сути старообрядческим монастырём .
К моменту «выгонки» 1855 года в скиту было 18 обителей в которых проживала 1 схимонахиня и 48 инокинь, имелось 8 моленных. После «выгонки» было решено переселить обитателей Оленевского скита в Улангерский. В отчёте о состоянии раскола по Семёновскому уезду за 1857 год Оленевский скит значится как бывший, но семёновские священники писали, что многие скитницы продолжают проживать « по месту прежней приписки », поскольку фактически переселение не состоялось.
Оленевский скит стал основой деревни , расположенной в 24 километрах от города Семёнова Нижегородской области . Это единственное поселение Семеновского района, возникшее непосредственно на месте скита.
Застройка деревни повторяет расположение скитских обителей. В деревне до настоящего времени проживают старообрядцы, которые ухаживают за могилами на остатках трёх старых кладбищ на могилах которых, за отсутствием моленной, совершаются по праздникам богослужения.