Церковный устав Ярослава
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковный устав Ярослава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные отношения , отнесенные им к церковной юрисдикции , составленный в период правления князя Ярослава Мудрого . Сохранился в двух основных редакциях : западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Один из основных письменных источников русского права .
Профессор А. С. Павлов считает, что «Устав Ярослава» образовался путём частной кодификации норм церковного права , вызванных жизненной необходимостью перенести в сферу церковного суда ту же самую систему вир и продаж, которая принята в Русской Правде и относит составление текста Устава к XII веку .
Другой точки зрения придерживается историк Я. Н. Щапов . Он считает что текст «Устава» относится к XI веку и что упоминание в нём о составлении его князем Ярославом по согласованию с митрополитом Иларионом вполне достоверно. По его мнению, пространная редакция «Устава» князя Ярослава появилась раньше краткой, на рубеже XII—XIII веков, а краткая восходит к середине XIV века, хотя она точнее воспроизводит его первоначальный текст .
«Устав» разделяется на три части:
Церковный устав Ярослава определяет преступления, относящиеся к юрисдикции церковного суда, и меры наказания. Лица, осуждённые церковным судом по некоторым статьям Церковного устава (включая и некоторые статьи о прелюбодеянии) подлежали ещё и княжескому суду, но это касалось только мирян. Такие статьи закачивались припиской «князь казнит», то есть князь, в свою очередь, накажет ещё и своим судом. Круг церковных людей, подлежавших исключительно церковному суду, был установлен ранее Церковным уставом Владимира .
К прелюбодеянию относятся:
Присуждение в монастырь женщины, виновной в прелюбодеянии, встречается и в других случаях, например, в случае несохранения девственности . Женщина, виновная в этом, поступала в монастырь, откуда её должны были выкупать родственники (ст. 4). Сумма этого выкупа не определена и зависела, вероятно, от усмотрения судьи (архиерея).
Личная обида в «Уставе» подразделяется на два вида: оскорбление действием и оскорблением словом.
Обиды действием, перечисленные в «Уставе» можно разделить на:
побои
,
драки
, пострижение кому-либо головы и бороды с целью нанести оскорбление.
За тяжкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, взыскивалась пеня и вознаграждение потерпевшей (и то и другое одинаковой суммы) — сообразно происхождению последней. Наказание за легкие побои, нанесенные женщине чужим мужчиной, отличается от предшествующего лишь тем, что духовной власти здесь определена однообразная пеня — 6 гривен кун (ст. 2 и 28). Что касается побоев, нанесенных женщине
свёкром
или
деверем
, то такие побои вменяются оскорбителю лишь в том случае, если они нанесены без вины потерпевшей. Кроме того, в этом случае не производится разделение на тяжкие и легкие: наказание всегда применялось как за легкие. В этом наказании не принимает участия светская власть, как и в случае побоев, нанесенных чужим мужчиной.
Пострижение головы или бороды считалось столь же важною обидою, как и вырывание бороды или усов . За это определялась пеня (равная для духовной и светской властей) — 12 гривен кун.
«Устав» предусматривает только одно преступление такого рода: название чужой жены распутной. За это предусматривалась огромная пеня — от 5 гривен золота до 1 гривны серебра. Светская власть участвует в наказании за это лишь в том случае, если оскорбленной является женщина из высшего сословия (ст. 22).
Духовному суду подсудны лишь кражи хозяйственных ценностей важных в земледельческом и крестьянском быту, а именно: кража хлеба , конопли , льна , полотен в кусках. Пеня за все перечисленные виды кражи разделяется поровну между представителями духовной и светской власти. Причём, в «Уставе» добавлено, что ответственность за эти кражи несет вор не только мужского, но и женского пола (ст. 24-25). Кроме этого, духовному суду, подлежит кража, совершенная в семье — женою у мужа . Виновная в этом преступлении, по судебному решению, кроме 3-гривенной пени духовному судье, то есть епархиальному архиерею, подлежала ещё наказанию от мужа. Это наказание в данном случае заменяет светскую кару. Постановление о краже женою у мужа внесено в Устав не только потому, что подобные случаи вызывали необходимость особого закона, но и потому, что раньше такой проступок жены вел к разводу . Устав Ярослава отменил этот обычай — « про то её не разлучити» (ст. 36).
Данное имущественное преступление относится по Уставу к церковно-гражданской юрисдикции. За него определяется пеня — 100 гривен кун и княжеская казнь по Номоканону (ст. 14).
Подлежат исключительно церковному суду. К ним относятся: недостойное поведение священнослужителей и иноков (ст. 31), выход из иночества (ст. 32), употребление запрещенной пищи, общение с неверными и совершение службы священником в чужом приходе без крайней необходимости. За все эти проступки полагалась пеня. Наложение духовной кары ( епитимии ) предоставлялось усмотрению епархиального архиерея.
Сюда относятся статьи о незаконных браках , об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе .
Развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены, за что на виновного накладывается пеня, исходя из его общественного положения (ст. 3). Но и самовольный развод, совершенный по согласию супругов, считался незаконным; в этом случае муж платил 12 гривен пени, а если брак был заключён без совершения таинства брака (брак языческий), то 6 гривен. Светская власть в наказании не участвует (ст. 14).
Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделении в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей. По мнению В. О. Ключевского церковный суд, описанный в Уставе углубил понятие о преступлении и расширил понятие о вменяемости . Также законодатель, руководимый христианскими ценностями, поставив перед судом цель исправления преступника — он не ограничивается только пресечением правонарушения , но пытается предупредить его, действуя на волю правонарушителя. Устав, удерживая денежные взыскания, назначает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания: епитимию и арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь.