Дмитрий Геннадьевич Гутов
(род.
10 декабря
1960
,
Москва
) — русский
художник
и теоретик искусства.
Биография
В 1978—1980 годах учился на психологическом факультете в
Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина
. Параллельно там же на факультете общественных профессий (ФОП) занимался академическим рисунком под руководством Михаила Максимовича Кукунова. В 1985 году окончил факультет станковой живописи
Заочного народного университета искусств
(ЗНУИ) (мастерская Николая Ивановича Касаткина), в
1992 году
— отделение истории и теории изобразительного искусства
Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
. Дипломная работа Д. М. Гутова была посвящена
Казимиру Малевичу
и
Павлу Флоренскому
. Первая выставка прошла в 1988 году. Принял участие более чем в 40 персональных и 170 коллективных выставках по всему миру, среди которых
Венецианская биеннале
(1995, 2007, 2011),
Стамбульская биеннале
(1992),
Манифеста
(1996) в
Роттердаме
, биеннале 2002 года в
Сан-Паулу
,
Сиднейская
биеннале (2006),
documenta
(2007), Триеннале Этиго-Цумару в
Японии
(2007),
Шанхайская
биеннале (2012) и т. д.
В 1994 году организовал в Москве «Институт
Лифшица
».
Главной областью теоретических интересов Гутова являются
эстетические взгляды
Маркса
и наследие
советского философа
Михаила Лифшица
.
Работы художника содержатся в собраниях
Государственной Третьяковской галереи
,
Государственного Русского музея
,
Частного музея русской иконы
,
Государственного центра современного искусства
,
Московского музея современного искусства
,
Мультимедиа Арт Музея
,
Музея актуального искусства ART4.RU
,
Stella Art Foundation
, Фонда культуры «Екатерина»,
Эрарты
,
Нового музея
, коллекциях
Газпромбанка
, американского
финансового конгломерата
«
Меррилл Линч
», концерна
Daimler
в
Берлине
,
Курганского областного художественного музея
, художественного музея «Рижская биржа»,
Центра современного искусства Луиджи Печи
в
Прато
и
Центра Помпиду
в
Париже
.
Экс-супруга — Надежда Гутова; вспоминавшая: «Мы ходили в один детский сад и даже вместе учились в старших классах, а в восемнадцать поженились и прожили положенные тридцать лет и три года». Дед — Натан Гутов
.
Персональные выставки
-
2017 — Прояснились в нём страшно мысли. Галерея VLADEY. Москва
-
2016 — «Pizdetus Concretus II». Музей современного искусства ART4.RU). Москва
-
2015 — Рембрандт. Другой ракурс. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва
-
2013 — «Удивляться нечему» (ММСИ)
Москва
. «Гений нуждается в оргии».
Галерея Триумф
. Москва
-
2012 — «εἰκών».
Галерея М & Ю Гельман
,
Москва
.
«Гондола». Художественный музей «Рижская биржа», Рига, Латвия.
-
2011 — «Россия для всех» (совместно с
В. Бондаренко
). Тверской центр современного искусства, TverCA.
Тверь
.
-
2010 — «Портреты композиторов». Stella Art.
Москва
.
-
2010 — «Художник и смерть. Рисунки Рембрандта».
Галерея М & Ю Гельман
,
Москва
.
-
2009 — «Рисунки Рембрандта».
Выставочный зал «Гридчинхолл»
, село Дмитровское,
Красногорский район
,
Подмосковье
.
-
2008 — «Б/у».
Галерея М & Ю Гельман
,
Москва
.
-
2006 — «За правильное движение запястья».
Галерея М. Гельмана
,
Москва
.
-
2006 — «Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение».
Государственная Третьяковская галерея
, Москва.
-
2006 — «Оттепель». Галерея Нина Лумер,
Милан
.
-
2005 — «Эксцесс незаинтересованного созерцания». Клуб Синефантом, кинотеатр «Фитиль».
-
2005 — «Глубокий синий цвет его кожи свидетельствует о высокой степени самоуглубленности». Matthew Bown Gallery,
Лондон
.
-
2005 — «Все, что я создал до 70, не считается». Галерея М. Гельмана, Москва.
-
2004 — «Разговор о неясных путях кисти» (совместно с К. Бохоровым). Fine Art Gallery, Москва.
-
2003 — «Я чужой на этом празднике жизни». Moscow Fine Art, Москва.
-
2002 — «Мама, Папа & Лига Чемпионов». Галерея М. Гельмана, Москва.
-
2001 — «Мама, Папа и телевизор». Галерея М. Гельмана, Москва.
-
2001 — «Слепые». Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
-
1999 — «Зарядка». Галерея М. Гельмана, Москва 1998.
-
1998 — «Урюпинск».
Фотобиеннале
98, Москва.
-
1996 — «Дилетантизм в искусстве». Галерея М. Гельмана, Москва.
-
1995 — «Михаил Лифшиц — 90 лет со дня рождения». Центр современного искусства(ЦСИ), Москва.
-
1994 — «Над черной грязью».
Галерея «Риджина»
, Москва.
-
1993 — «60-е: ещё раз про Любовь» (совместно с Е. Андреевой). ЦСИ, Москва.
-
1993 — «Портреты» (акция). Галерея «Риджина», Москва.
-
1992 — «Как я стал художником» (совместно с
Ю. Альбертом
). Лаборатория ЦСИ, Москва.
-
1991 — «Мелочи нашей жизни».
Галерея в Трехпрудном переулке
, Москва.
Литература
-
Виктор Мизиано.
//
. — Bonn:
Kunstmuseum Bonn
, 199. — 126-127 с.
-
Дёготь Е.
// Каталог «Дмитрий Гутов». Государственная Третьяковская галерея. — Фонд содействия современному искусству Марата Гельмана, 2006.
-
Viktor Misiano.
// Sweet Sixties: Specters and Spirits of a Parallel Avant-Garde / Georg Schöllhammer and Ruben Arevshatyan. — Berlin, New York: Sternberg Press, Transit, 2014.
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 3 января 2022.
3 января 2022 года.
-
Собств. корр.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// OpenSpace.Ru. — 2012. — 19 марта.
-
Зарипова Адиля
от 27 июня 2011 на
Wayback Machine
// Российская газета. — 2011. — 14 июня.
-
Мойст. В
// Газета. RU. — 2010. — декабрь.
-
Максимова Ю.
от 1 июня 2010 на
Wayback Machine
// ARTinvestment.RU. — 2010. — 19 мая.
-
Москвичева М.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
//
Московский Комсомолец
— 2009. — 22 сентября.
-
Саминская И.
//
РИА-Новости
. — 2009. — 20 сентября.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
2006
|
|
2007
|
|
2008
|
|
2009
|
|
2010
|
|
2011
|
|
2012
|
|