Interested Article - Астинь

Царица А́стинь ( др.-евр. ושתי ‏‎, Вашти ; др.-греч. Ἀστίν ; перс. واشتی‎ ‎) — ветхозаветный персонаж; первая жена персидского царя Артаксеркса (евр. Ахашверош ), согласно Книге Есфирь , входящей в Танах ( Ветхий Завет ). Она была изгнана за отказ явиться на царский пир, чтобы показать по воле царя свою красоту, и вместо неё царицей была избрана Есфирь . В мидраше она изображается нечестивой и тщеславной, в то время как феминизм считает её свободомыслящей героиней.

В книге Есфирь

В книге Есфирь Астинь фигурирует как жена царя Ахашвероша (которого трактуют как Ксеркса , Артаксеркса I или Артаксеркса II ). Когда царь устроил роскошный пир для своих приближённых и знати, Астинь также устроила отдельный пир для женщин. На седьмой день пира, когда «развеселилось сердце царя от вина», он приказал семерым своим евнухам ,

чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту её; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нём. Есф.

Он спросил своих советников, как наказать Астинь за непослушание. Князь Мемухан сказал, что царица причинила зло не только царю, но и всем мужьям Персии, жёны которых могли бы последовать её примеру и не слушаться. Он посоветовал царю отказаться от неё и найти себе другую жену. Артаксеркс последовал этому совету и послал во все области своего царства письма, гласившие, что муж должен быть главой своего дома. Позже он женился на Есфири , которая заменила ему Астинь .

Некоторые мидраши считают, что Артаксеркс приказал Астини явиться на пир обнажённой . Танцовщицы часто развлекали царских гостей, но персидский обычай, согласно которому «царица ещё в большей степени, чем жёны других мужчин, была сокрыта от глаз людей» , делает это предположение маловероятным.

Историчность

В XIX и начале XX веков комментаторы Библии пытались соотнести Астинь с персидскими царицами, которых упоминали греческие историки. Когда обнаружилось, что имена Артаксеркс и Ксеркс равнозначны, были попытки соотнести Артаксеркса с Ксерксом I , а Астинь — с его женой Аместридой , упоминаемой Геродотом . Однако традиционные источники считают, что в книге Есфирь речь идёт об Артаксерксе II . Доктор Якоб Хошандер, поддерживавший эту версию, предположил, что Астинь может быть женой Артаксеркса по имени Статира , которую упоминает Плутарх . Но обе эти гипотезы проблематичны. Аместрида оставалась у власти и после воцарения своего сына Артаксеркса I , к тому же позднее учёные отвергли предположение об идентичности Артаксеркса и Ксеркса. Не сходятся с библейским рассказом и детали жизни Статиры, так как её убила мать Артаксеркса II ещё до событий Пурима . (Считается, что у Артаксеркса II было 366 жён и наложниц .)

Персидская традиция, зафиксированная ат-Табари , считала Астинь отдельной исторической личностью.

Значение имени

Значение имени Вашти (Астинь) неясно. В качестве современного персидского имени оно толкуется как «доброта», но скорее всего оно происходит от реконструированного древнеперсидского слова *vaištī, родственного прилагательному превосходной степени vahišta — «лучший, отличный», встречающемуся в Авесте . Окончание -ī означает женский род; таким образом, имя может означать «прекрасная женщина, лучшая из женщин».

Я. Хошандер предполагал, что и оно, и имя Статира произошли от отсутствующего в источниках слова vashtateira .

Словарь библейских имён Хичкока, вышедший в XIX веке, пытался толковать его как ивритское и предлагал такие значения, как «пьющая» и «нить». Исследователи, изучавшие историчность книги Есфирь, полагали, что имя может происходить от неизвестной эламской богини по имени Машти.

Вашти — одно из редких имён в Танахе, которое начинается с буквы « вав », и самое заметное из них. В иврите имена редко начинаются на «вав», так как есть тенденция её перехода в начале слова в « йод ».

В мидраше

Согласно мидрашу , Астинь была правнучкой вавилонского царя Навуходоносора II , внучкой Амель-Мардука и дочерью Валтасара . В правление Валтасара на Вавилон напали мидяне и персы, которые ночью взяли город и убили царя. Астинь, не зная о гибели отца, бежала в его покои и была там схвачена царём Дарием. Но Дарий сжалился над ней и отдал её в жёны своему сыну Артаксерксу.

Так как Астинь происходила от царя, изгнавшего иудеев из Иерусалима и разрушившего Храм, мидраш изображает её нечестивой и тщеславной. Поскольку царь приказал ей явиться на седьмой день пира, раввины говорили, что Астинь держала в рабстве иудеек и заставляла их работать в субботу. Её нежелание предстать перед царём и его захмелевшими гостями они объясняли не стыдливостью, а изуродовавшим её недугом. В одном рассказе говорится, что она заболела проказой, в другом к ней явился архангел Гавриил и «укрепил на ней хвост». Второй рассказ позже часто толковали как «эвфемизм для чудесного превращения в мужчину» .

Мидраш сообщает, что Астинь также хорошо разбиралась в политике, а женский пир, который она устроила одновременно с царским, был дальновидным манёвром. Поскольку туда явились знатные женщины царства, то в случае попытки переворота у неё оказались бы ценные заложницы .

Хотя один мидраш называет Астинь нечестивой, в другом она предстаёт как благородная и мудрая женщина. Так о ней отзывались раввины Эрец-Исраэль . По их словам, она пыталась дать царю совет и послала ему три записки, где говорилось, что его требование непристойно и что это политическая ошибка.

В феминизме

Во многих феминистских толкованиях книги Есфирь отказ Астини покориться зову пьяного мужа воспевается как героизм. Ранние феминистки восхищались её принципиальностью и храбростью. Гарриет Бичер-Стоу назвала её поступок «первым выступлением в защиту женских прав» . Элизабет Кейди Стэнтон писала, что Астинь «прибавила славы своему времени и поколению… своим непокорством; ведь „Сопротивление тиранам есть послушание Богу“» .

Современные феминистки, рассматривая книгу Есфирь, порой отзываются о личности и поступках Астини даже более уважительно, чем о её преемнице Есфири, героине истории Пурима. Мишель Ландсберг, еврейско-канадская феминистка, пишет: «Спасти еврейский народ было важно, но в то же время покорный, замкнутый образ жизни Есфири — полный архетип женщины 1950-х. Это отталкивало меня. Я подумала: а что не так с Астинью? Она обладала достоинством. Она обладала самоуважением. Она сказала: „Я не собираюсь танцевать для тебя и твоих приятелей“» .

В культуре

Образ Астини привлекает внимание деятелей искусства в конце XIX века. Англо-американский поэт, юрист и политик Джон Брейшоу Кей написал стихотворение об Астини ( Vashti , 1894), в котором изобразил её как мудрую и добродетельную женщину, которую изгнали из-за дворцовых интриг. Она удочерила сироту по имени Мета, заботилась о ней и провела остаток жизни в уединении, но в окружении красот природы и в любви своей приёмной дочери.

Афроамериканская поэтесса Фрэнсес Э. У. Харпер примерно в это время также пишет стихотворение об Астини ( Vashti , 1895). Самоуважение становится в нём силой, благодаря которой Астинь отказалась явиться на зов захмелевшего царя. В последних строках стиха она названа «женщиной, что могла согнуться от горя, но не склонилась бы перед стыдом».

Лассель Аберкромби, известный как «Георгианский лауреат», написал 40-страничную поэму «Астинь».

Отсылка к изгнанию Астини появляется в рассказе Люси Мод Монтгомери «Заблудшая верность», а в романе Сабина Бэринг-Гулда «Мехала» (1880) пастор сравнивает с ней главную героиню.

Фигура Астини привлекает внимание и позднее. Станция KPFA поставила радиоспектакль «Астинь, царица цариц», «основанный на первых шести стихах Книги Есфирь», который транслировался по Pacifica Radio в 1964 году .

Кроме того, имя Вашти носят персонажи некоторых литературных произведений, не связанных с библейским сюжетом, а также британская певица Вашти Баньян .

Примечания

  1. Глубоковский Н. Н. «Библейский словарь». — М. , 2007.
  2. . Дата обращения: 7 сентября 2016. 18 апреля 2009 года.
  3. Yalkut Shimoni Esther 1049, Esther Rabbah 4, Pirke De-Rabbi Eliezer 48
  4. Jamieson-Fausset-Brown Bible Commentary
  5. Jacob Hoschander, The Book of Esther in the Light of History , Oxford University Press, 1923
  6. . Дата обращения: 7 сентября 2016. 7 августа 2016 года.
  7. Segal, Eliezer. (англ.) . — Rowman & Littlefield , 2000. — ISBN 978-0-7657-6151-4 .
  8. Stowe, Harriet Beecher. (англ.) . — Fords, Howard, & Hulbert, 1878.
  9. Stanton, Elizabeth. (англ.) . — European Pub Co, 1895. — ISBN 978-0-486-42491-0 .
  10. Horowitz, Elliott. (англ.) . — Princeton University Press , 2006.

Ссылки

Источник —

Same as Астинь