Солнечная долина (вино)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Доли́на Со́вести» — фантастический роман Марины и Сергея Дяченко , получивших звание лучших писателей-фантастов Европы в 2005 году . Какое-то время книга называлась «Путы», затем была переименована.
По определению Сергея Дяченко , «Для нас этот роман — <…> первый эксперимент в жанре как бы чистой „психологической фантастики“. Это сознательный отказ от внешнего действия в пользу действия внутреннего» .
Роман получил премии « Бронзовая улитка », « АБС-премия », «Лунный меч», « Звёздный мост » и др.
Главный герой Влад обладает странной властью над людьми: пообщавшись с ним некоторое время, они уже не могут без него жить. Зависимость, почти наркотическая, требует быть рядом с Владом. Если человек уже достаточно привязался к Владу этой связью, разрыв её может привести даже к смерти.
Но однажды Влад сам оказался во власти подобной зависимости. Он встретил Анжелу, женщину с аналогичными способностями. Влад и Анжела, прикованные друг к другу незримыми узами, пытаются наладить совместную жизнь. Однако слишком велика пропасть между ними — между человеком, готовым использовать свою власть во зло, и человеком, которому такое «привязывание» к себе крайне неприятно и который много лет отказывался от обычной жизни, от постоянного общения с другими людьми, чтобы избежать незримых «уз».
Влад Палий — герой романа, детский писатель, автор цикла о Гран-Грэме. С детства обладает способностью приковывать к себе людей. Неизвестно, кто его родители: он приёмный ребёнок.
Анжела — антагонист героя. Имеет те же возможности, что и у Влада, но, в отличие от него, готова использовать их ради достижения собственных целей. Красивая женщина, властолюбивая и жестокая, но глубоко несчастная. Её истинные родители неизвестны.
Анна — главная любовь Влада.
Гран-Грэм — незаконнорождённый тролль, альтер эго героя. Именно он и произносит слова о Долине Совести: «Мы не пойдём через Долину Совести, — твёрдо сказал Грэм. — Никто из нас не имеет шансов пройти её… Только бессовестный человек, которому незнакомо чувство вины, выживет в Долине».
В отличие от других романов Дяченко — например, « Пещеры », « Армагед-дома », — фантастическое допущение здесь затрагивает не весь мир, а одного человека . В «Долине Совести» фантастичен не мир, не антураж, а психологические взаимоотношения героев. Герои этого романа пребывают во вполне реальном, современном городе, но тем не менее — в искажённом психологическом пространстве, где они находятся постоянно, каждую минуту. Влад и Анжела чужды друг другу, не имеют друг с другом ничего общего и всё же не могут друг без друга обойтись. Как Влад, так и Анжела — это человек-наркотик. Однако, невзирая на это, оба главных героя достоверны. Их образ души изменён, но это не делает их менее реалистичными .
«Долина Совести» — роман неспешный, сюжетной динамики в нём мало. Ряд сюжетных нитей обрывается, чуть ли не повисая в воздухе. В каждой из частей романа, по сути, происходит лишь одно событие, а всё прочее — подготовка к нему либо его следствия. Одна из причин этого — «биографический жанр». Человеческая жизнь, если её рассматривать всю, от начала до конца, — как правило, бессюжетна и в значительной мере лишена причинно-следственных связей, поэтому и в книге о человеческой судьбе эта судьба должна быть лишена видимой цели и должна теряться среди бесконечности упущенных возможностей. В «Долине Совести», например, вопрос, кто пытается убить Анжелу, оказывается второстепенным — будь известен читателю ответ на него, ничего бы не изменилось. Постоянные покушения — лишь одно из ряда бедствий, обрушиваемых на героев равнодушным миром .
В отличие от ряда других произведений Дяченко, Влад не искупает вину своего народа или своего мира и не спасает человечество — он спасает лишь тех, кого мог бы привязать к себе. Принцип, исповедуемый Владом, — недеяние, или, иначе говоря, «уход». В «Долине Совести», в отличие от других «городских» текстов Дяченко, не происходит ничего сверхъестественного, ломающего систему. В романе « Ведьмин век » ведьма-матка отказалась от своей сущности, в «Пещере» сааг пощадил сарну, в повести «Кон» Кон усомнился в своей правоте — в «Долине Совести» таких сюжетных поворотов нет. Более того, читатель едва ли не с первых глав догадывается, что ничего изменить не удастся и что Влад должен будет до конца жизни терпеть его собственный, ненавидимый им дар .
В «Долине Совести» Дяченко отказываются от одного из своих самых типичных сюжетных поворотов — выбора в финале. Читателю не показан решающий поворот в жизни главного героя, когда Влад выбирает жизнь отшельника: этот поворот скрыт временны́м провалом между первой и второй частями, и бо́льшая часть романа — лишь последствия этого выбора (что тоже нетипично для Дяченко). Влад пытался совершить самоубийство — но безуспешно, и финал романа от него не зависит: освобождение, любимая женщина и смерть в финале просто к нему приходят. Это — победа недеяния. «Разумные люди всегда побеждают», и тот, кто отягощён совестью и памятью, не может перейти через Долину Совести; однако читателю демонстрируется именно жизнь «неразумного» человека, отказавшегося от колоссальных возможностей (Анжела обещает Владу все царства мира и их славу, подобно тому, как сатана обещает их Христу ), спустившегося в Долину и при этом сберёгшего свою душу .
Все составляющие «Долины Совести» подчинены изображению психологии главных героев и их взаимоотношений, остальное — второстепенно. С этим связана и камерность романа. «Долина Совести» очень похожа на пьесу для двух актёров. Ситуация «двое в замкнутом пространстве» появляется ещё в раннем произведении Дяченко — « Ритуале », где, впрочем, она решена совсем по-другому. Арман и Юта, герои «Ритуала», двигались навстречу друг другу — Влад и Анжела же стремятся разобраться в самих себе, прийти к осознанию, что сделало их такими. Это осознание если и достигнуто, то одностороннее: Анжела видит Влада чуть ли не насквозь, он же почти не видит её устремлений и попадает в ловушку. Воспоминания и диалог важнее внешнего действия, поступка .
Эстетика «Долины Совести» — это эстетика не реалистического романа, а театральных декораций. Реальность, окружающая героев, оказывается в значительной степени цитатной. Например, первая глава заставляет вспомнить произведения Крапивина ; в ещё большей мере условен « диснейлендовский » дворец супермиллиардера. Структура романа (он состоит из пяти частей) — осознанное или невольное соблюдение формы классической трагедии . Мир «Долины Совести» выглядит « остранённым », и герои в нем — чужие; он похож на стерильную лабораторию, где проходит эксперимент .
«Долина Совести» — роман не остросюжетный, не проблемный, не концептуальный, лишь психологический; это книга-поиск. Сопереживание героям у читателей либо возникает, либо нет. Оценки читателей были полярны — причиной тому отсутствие подпорок, поддерживающих читательский интерес. Тем не менее в творчестве Дяченко этот роман очень значим, представляя собой эксперимент, без которого не состоялись бы последующие их книги .
Роман также издавался в переводах на польский язык (2003 год) и на украинский язык (2008 год).