Альбом стал первым после «
Невыносимой лёгкости бытия
» альбомом, содержащим собственные песни группы. Источником вдохновения для альбома послужило попадание
Егора Летова
в
реанимацию
. Идеей нового цикла из 28 песен стали пограничные состояния человека:
Это состояние войны. Состояние невиданных страстей, чувственного, энергетического, духовного, психологического, физиологического, ментального кошмара. Эдакой войны, превозмогания бытия. Абсолютно экстремальное состояние.
—
Егор Летов.
Альбом был записан более жестким звуком, чем предыдущий «
Звездопад
». По словам Летова, звук был сделан более простым, без музыкальных «изысков», чтобы не усложнять восприятие материала.
В 2004 году в интервью Максиму Семеляку Летов сказал, что название альбома случайно совпало с названием
одноимённой картины
— единственной режиссёрской работы
Геннадия Шпаликова
. По словам Летова, это могло прийти «из подсознания как-то»
.
Критика
Альбом был встречен с большим интересом музыкальными критиками. Большинство из них встретили альбом положительно.
Андрей Бухарин, обозреватель журнала «
Rolling Stone Russia
», сравнил «Гражданскую оборону» с группой «
The Doors
» и назвал альбом «прорывом на ту сторону», описав новые композиции как гимны, «сочащиеся прямо-таки нездешним светом».
Максим Семеляк в журнале «
Афиша
» даёт восторженную оценку альбому: «Этот альбом напоминает летовский the best of, только скроенный из совершенно новых и неслыханных вещей», назвав «Искусством с большой буквы» и «бесспорно, лучшим русским альбомом года». Впечатление от альбома он описывает как ошеломляющее, особо отметив композицию «Приказ № 227», которая, по его мнению сильнее, чем «Прыг-скок» (песня с
одноименного альбома
Летова, которую он называл одной из вершин своего творчества).
Газета «
КоммерсантЪ
» дала негативную оценку альбома. Автор рецензии раскритиковал лирику и мелодику альбома, описав звучание диска как «звук допотопных примочек, прямолинейные до скуки партии ударных и, конечно, вокал, вызывающий ассоциации с поющим мясным фаршем» и посоветовал в конце рецензии: «…всё-таки если „ГО“ для вас не аксиома, вам нужно сделать одно простое движение — вернуть CD на полку.<…> Вы ничего не потеряли».
Однако альбом «
Реанимация
», принципиально не отличающийся звуком и идеей, был воспринят им гораздо теплее.
Журнал «Play» (закрытый в 2007) назвал альбом главным русскоязычным альбомом
2004 года
, отметив переход в тематике песен от противопоставления «Летов — система» к «Летов — мир», более чистый по сравнению с предыдущими альбомами звук и «обречённость» песен.
Газета «МК-Омск» дала сдержанную оценку альбому в положительных тонах, отметив характерный мощный звук альбома, мрачное настроение и «дыхание смерти» во всех композициях (кроме «Вселенской большой любви»).
На портале «Zvuki.Ru» было опубликовано две рецензии на альбом:
Александр Горбачев похвалил альбом, отметил непривычно чистый звук (даже назвав альбом «перепродюсированным»), и, несмотря на наличие не слишком удачных песен и самоповторов, описал впечатление от альбома как «почти ошеломляющее». Он охарактеризовал его как один из важнейших дисков, который «звучит на несколько порядков сильнее и честнее всего того, что делают нынче большинство музыкантов, причисляемых к современному русскому року».
На том же сайте Екатерина Борисова дает гораздо более прохладную оценку альбому. По её мнению серьёзного внимание заслуживает лишь открывающая альбом «На хуй», а остальные песни являются «довесками» к ней. Остальные композиции были подвергнуты критике: «Да, смертный Летов, монотонно бубнящий про долгую счастливую жизнь и лишь ненадолго оживляющийся в „Ангел устал“, — это трудно принять». Кавер-версия песни «Помоги себе сам» была названа «откровенной ошибкой».
Денис Ступников на сайте «Km.ru» сделал неоднозначные замечания по поводу текстов альбома (сравнив повторение рефрена «На хуй» в одноимённой песне с
буддистским
«
ом
»). Раскритиковал длинные соло в песне «Вселенская большая любовь», сравнив её с «необъятной мягкой игрушкой» и песню «Без меня», соло на клавишах в которой «без смеха улавливать невозможно». В целом рецензия была написана в положительном тоне. Были отмечены песня «На хуй», которая сравнивалась со знаковой песней Летова «Я всегда буду против», «Приказ № 227», «На той стороне/На другом берегу».
На сайте «Наш неформат» было опубликовано три рецензии на альбом.
Рецензент под ником «Старый пионЭр» опубликовал образную рецензию, сравнив альбом с разгоном качелей, а Летова с памятником, сходящим с постамента. Однозначно негативно в рецензии описан трек «Помоги себе сам», а сам альбом охарактеризован как «ещё не в полный рост».
Максилла Кузнецов назвал рецензию «священный диск оборотня», сравнив Летова с «оборотнем» из книги
Пелевина
«
Священная книга оборотня
», представляя его как борца, который «всегда против».
В рецензии на альбомы «Долгая счастливая жизнь/Реанимация» Алекс Драйвер видит в альбоме образы смерти, наиболее чёткие в песне «Без меня». Также в альбоме автор рецензии замечает, что Летов один из немногих российских рокеров, кто смог превзойти своё более раннее творчество: «Через все потери, поиски и ошибки Летов дошёл, дополз, дорвался, наконец, до того, что было утрачено в начале 90-х».
Песня сочинялась примерно год и изначально была очень длинной композицией из множества частей, которые впоследствии распались на отдельные фрагменты внутри песни. Поводом для написания песни послужило воспоминание Летова о том, как
Константин Рябинов
гадал на книге предсказаний
И-Цзин
. Ему выпала гексаграмма № 33 «Бегство». Так же Летов хотел назвать и саму песню, но отказался от этого варианта из-за ненужного пафоса.
Первая композиция «Гражданской обороны», прозвучавшая в эфире «
Нашего Радио
».
Извне
Песня была написана последней в цикле песен «Долгая счастливая жизнь/Реанимация». Ранние названия песни «Простая песня» и «Песня для совсем детей».
P.S.Сам (Айя)
Кавер-версия песни
Андрея Машнина
. Появление её в альбоме Летов прокомментировал так:
…она меня поразила жутким соответствием тому, что я сам бы хотел выразить за последние годы. <…> А «Айя» это вообще как бы сжатый манифест, концентрированная реакция на всё в последнее время происходящее, на то, что касается непосредственно ТЕБЯ каждый час.
—
Егор Летов. Из ответов на вопросы посетителей официального сайта группы.
Гитарное соло обыгрывает
похоронный марш
Шопена
. Песню называли самой слабой кавер-версией Летова
, а в рецензии на портале «Наш Неформат» прямо советовали забыть о четвёртой песне альбома.
Кабуки
Раннее название песни «Песня Барсука».
Белые солдаты
На вопрос, кто такие «белые солдаты», Летов дал такой ответ:
Когда говорится «белые солдаты» или тому подобные вещи, это не загадки «кто бы это, угадай», и не какое-то вещество (как некоторые думают), и не мумий-троллевская галиматья, это натуральные белые солдаты. Кто понимает — тот понимает, и улыбается среди войны.
—
Егор Летов. Из ответов на вопросы посетителей официального сайта группы.
Долгая счастливая жизнь
Песня была написана после очередного нахождения Летова в реанимации. В песне Летов описывает состояние вынужденного отказа от
алкоголя
и
наркотиков
.
Песню он характеризовал как одно из самых страшных своих произведений: «
Долгая счастливая жизнь. Это то, когда праздников нет. Каждый день праздников нет. Это будет долгая счастливая жизнь. Это страшно
».
Чужое
Песня была второй композицией «Гражданской обороны», появившейся в эфире «
Нашего радио
». Несколько недель занимала первое место в хит-параде «
Чартова дюжина
» и заняла девятое место в итоговом хит-параде 2005 года.
Летов декламирует стихотворение на фоне инструментальной композиции. Название песни — отсылка к
приказу № 227
от 28 июля 1942 года («Ни шагу назад!»)
Народного комиссара обороны СССР
времен
Великой Отечественной войны
.
Поводом для создания песни был увиденный Летовым документальный фильм о
штрафных батальонах
.
Песня была написана с 26 по 27 декабря 2002 года и завершена 18 февраля 2003 года. Первоначальное название песни «Отрывок № 2».
А. Коблов.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 июля 2010.
2 января 2012 года.
↑
Егор Летов.
(неопр.)
(12 сентября 2005). Дата обращения: 23 июля 2010.
9 февраля 2012 года.
↑
Семеляк, Максим
(неопр.)
(2004). Дата обращения: 23 июля 2010. Архивировано из
20 декабря 2011 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июля 2010.
14 января 2012 года.
Барабанов, Борис
(неопр.)
.
Газета «Коммерсантъ» № 128 (3212) от 14.07.2005
. Издательский дом «
Коммерсантъ
». Дата обращения: 23 июля 2010.
9 марта 2016 года.
Борис Барабанов
(неопр.)
.
Газета «Коммерсантъ» № 128 (3212) от 14.07.2005
. Издательский дом «
Коммерсантъ
». — «"Реанимация" ("Мистерия Звука")». Дата обращения: 23 июля 2010.
9 марта 2016 года.
Родькин, Дмитрий
(неопр.)
. Газета "МК-Омск". Дата обращения: 24 июля 2010.
9 февраля 2012 года.
↑
(неопр.)
.
. Дата обращения: 24 июля 2010.
28 марта 2010 года.
Ступников, Денис
(неопр.)
. Km.ru (7 октября 2004). Дата обращения: 25 июля 2010.
9 февраля 2012 года.
↑
Старый Пионэр.
(неопр.)
. "Наш Неформат" (23 ноября 2004). Дата обращения: 24 июля 2010.
3 мая 2012 года.
Максилла Кузнецов.
(неопр.)
. Наш Неформат (17 января 2005). Дата обращения: 25 июля 2010.
3 мая 2012 года.
Алекс Драйвер
(неопр.)
(21 августа 2006). Дата обращения: 24 июля 2010.
3 мая 2012 года.
↑
Егор Летов.
Автографы. Черновые и беловые рукописи / под ред.
Натальи Чумаковой
. — Новосибирск: Культурное наследие, 2009. — 192 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-903718-03-0
.
Коблов, Алексей
(неопр.)
(сентябрь 2004). Дата обращения: 24 июля 2010.
4 января 2012 года.