Архангельский собор (Московский Кремль)
- 1 year ago
- 0
- 0
Моско́вский собо́р 1654 го́да — поместный собор Московской церкви в Москве в конце марта — начале апреля 1654 года под председательством царя Алексея Михайловича и патриарха Никона , этап церковной реформы Никона .
Вскоре после вступления на патриаршую кафедру, в 1653 году, патриарх Hикон приступил к реформе: перед наступлением Великого поста разослал по московским церквам «Память» (распоряжение), в котором предписывалось при чтении молитвы Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего…») класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами , в частности, в ней было написано: «Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, ещё же и трема персты бы есте крестились» . Этим распоряжением патриарх Никон единолично отменил решения поместного московского Стоглавого собора , в частности, о том, что надо креститься двумя перстами (Гл. 31-я Стоглава : «Аще ли кто двѣма персты не благословляетъ, якоже и Христосъ, или не воображает двѣма персты крестнаго знамения, да будет проклят, святіи отцы рекоша» ).
Если обычай креститься двумя перстами был принят Русью при принятии христианства от греков , где он вытеснил единоперстие, имевшее распространение до VIII века , фиксировался как правильный в творениях христианских писателей, впоследствии причисленных к лику святых: как постановил Стоглавый собор — Феодорита Кирского , хотя основоположник халкидонизма только передал, как Мелетий Антиохийский описывал сущность Христа последовательным разгибанием трёх пальцев, а затем сгибанием двух из них , в связи с чем Никон настаивал на том, что Феодорит и Мелетий Антиохийский были сторонниками троеперстия, а двоеперстие — символ несторианства и ересь Армянской церкви, Петра Дамаскина , Максима Грека , Иова патриарха Московского , и к XVII векy был закреплён поместным собором в Стоглаве, то ни в одном авторитетном церковном документе православных не было указания, что надо креститься тремя перстами. Единственным источником, в котором изложено учение о троеперстии, была книга неизвестного на Руси митрополита Дамаскина Студита , изданная в Венеции на греческом языке только в XVI веке и непереведённая на славянский, под названием «Сокровище». Учение о двоеперстии на протяжении первой половине XVII века на Руси неоднократно было напечатано в различных богослужебных книгах. Начиная с 1640-х годов до 1653 года учение о двоеперстии было напечатано во всех наиболее используемых людьми книгах: Часословах и Псалтырях . 21 ( 31 ) июля 1649 года в присутствии царя, высших церковных иерархов и при большом стечении народа были торжественно открыты мощи святой Анны Кашинской : рука святой было сложена двуперстно. Более того, в Московской церкви данному обрядовому вопросу придавали вероисповедный характер .
По вышеназванным причинам «Память» Никона встретила сопротивление в лице духовенства. Оппозиционное священство патриарх Никон подверг преследованиям. В опалу попали, например, Иоанн Неронов , Аввакум Петров , священник Лонгин и другие.
Поскольку реформы патриарха Никона шли вразрез с решениями Стоглавого собора 1551 года, на что указывали противники реформ (решения Собора может отменить только другой Собор), патриарх и царь созвали Поместный собор, на котором реформы должны были получить соборное одобрение.
Целью Собора была унификация обрядов и чинов согласно практике церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку. На Соборе был принят новый перевод Символа веры , которым пользуются и поныне. Затем было решено исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными. Патриарх Никон, ссылаясь, согласно изложению Епифания Славинецкого , на права и полномочия, данные патриарху Московскому Собором в Константинополе в 1593 году, обратился к Собору со следующими словами: «сего ради, должен есмь нововводныя чины церковныя к нам объявити» и затем в семи вопросах указал для примера в Служебниках московской печати некоторые из этих нововводных чинов и обычаев, имевших расхождение с древними славянскими и греческими:
Русские «новины» были отменены; участники Собора подписали решения Собора. Решения Собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которую напечатали в 1656 году. В этой книге подпись епископа Павла отсутствует. В конце XIX века решения этого Собора были напечатаны отдельной книгою, как написали издатели с первоисточника, из рукописи-документа. Согласно изданию XIX века, епископ Павел поставил подпись под решением Собора, но к шестому пункту сделал приписку: «а что говорилъ на святѣмъ соборѣ о поклонѣхъ, и тотъ уставъ харотейной въ оправданіе положилъ здѣ, а другой писмяной» .