Interested Article - Рогов, Савва

Са́вва Ро́гов (в произношении и написании XVI века Сава ) — руководитель крупнейшего в конце 30-х — первой половине 40-х годов XVI века училища знаменного пения , существовавшего в Новгороде , учитель выдающихся мастеров распева Фёдора Крестьянина , Ивана Носа (создатели московской школы знаменного пения) и Стефана Голыша (основатель усольской школы), старший брат крупного церковного деятеля второй половины XVI века митрополита ростовского , ярославского и белозерского Варлаама (в миру Василий Рогов).

Биография

Небольшое количество сохранившихся кратких свидетельств XVI - XVII веков позволяет реконструировать некоторые факты биографии Саввы Рогова. Наиболее ценное среди них содержится в «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение» (оно написано в 30-е гг. XVII века ) . Савва Рогов родился либо в Кореле , втором по величине городе Новгородской земли, либо в деревне Иван-Гора Бежецкой пятины Новгородской области (об этом свидетельствуют нарративные источники, но подтверждения в переписных книгах ни тому, ни другому факту нет). Долгое время считалось, что его и брата отцом был священник Карп, однако современные исследователи установили, что эта версия является результатом хронологической ошибки . Ошибкой является и утверждение, существовавшее в советское время, что Савва и Василий Роговы были карелами .

В конце 30-х — первой половине 40-х годов XVI века Савва Рогов является руководителем училища знаменного пения в Новгороде . Среди его учеников упоминаются Фёдор Крестьянин , Иван Нос , Стефан Голыш , младший брат Саввы Рогова Василий (в иночестве Варлаам). Существует предположение, что училище продолжило свою деятельность в Москве при дворе Ивана IV Грозного . В 1578 году в монастырскую казну Соловецкого монастыря Василий Рогов внес деньги на совершение сорокоустов — двадцать алтын «по брате своем, по Саве» . Из данной записи следует, что Савва Рогов скончался незадолго до этого.

Проблема творчества

Распевы Саввы Рогова до нашего времени не сохранились. В документах нет прямых указаний на создание Саввой Роговым песнопений для православного богослужения. Возможно, он ограничивался только преподавательской деятельностью, тем не менее, его имя часто упоминается среди имен распевщиков XVI века в современной музыковедческой литературе.

Примечания

  1. Тем не менее, даже этот источник содержит минимальную информацию:

    «Християнин сказывал своим учеником, что в Велицем Нове-граде были старые мастеры: Савва Рогов, да брат его Василий , во иноцех Варлам, родом кореляне, и после де того тот Варлаам митрополитом во граде Ростове был, муж благоговеин и мудр, зело пети был горазд знаменному и трестрочному и демественному пению был роспевщик и творец. И у того у брата его Саввы были ученики, вышереченный поп Християнин, да Иван Нос, да Стефан — слыл Голыш».

    Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М. 1973. С. 42-43
  2. Крылов Ап. Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославские епархиальные ведомости. 1862, № 17. С. 172.
  3. «Летописец о ростовских архиереях». СПб. 1890. С. 20
  4. Кривоносова В. К., Уткина В. М. Митрополит Варлаам и его вклады в Успенский собор. Материалы конференции 1991 г. Ростов, 1991. С. 26-29.
  5. Дата обращения: 7 июня 2014. 22 мая 2014 года.
  6. 14 сентября 2013 года.

Литература

  • Кривоносова В. К., Уткина В. М. Митрополит Варлаам и его вклады в Успенский собор. Материалы конференции 1991 г. Ростов, 1991. С. 26-29.
  • «Летописец о ростовских архиереях». СПб. 1890. С. 20
  • Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI—XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991.
  • Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв. На примере произведений выдающихся распевщиков. Дис. доктора искусствоведения. М. 1998. С. 293—300.

Ссылки

Источник —

Same as Рогов, Савва