Булгарин, Фаддей Венедиктович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фадде́й Суббо́тин (Фаддей Ники́тин Субботин) — певчий, распевщик (композитор), музыкальный теоретик, сотрудник патриарха Никона в реформировании церковного пения, активная творческая деятельность которого относится к 60—80-м годам XVII века.
Родился в крестьянской семье в деревне Милино Пачеозерской волости во владениях Строгановых до 1640 года . Возможно, получил музыкальное образование при церкви архистратига Михаила в Пачеозерье . Работал певчим дьяком при Благовещенском соборе Сольвычегодска , одновременно выполняя обязанности учителя и переписчика. В 1668 году был приглашен в Москву для участия в деятельности Второй комиссии по переводу наонных песнопений в раздельноречные, однако пребывание его в столице продолжалось менее года — с 1 января по 1 декабря 1669 года (вся деятельность самой комиссии продолжалась с 1666 по 1669 год ). Участвовал в составлении «Извещения о согласнейших пометах». С 1675 года находится на государственной службе в качестве «мастера наречного пения», в обязанности которого входила преподавательская деятельность (возможно, сочетавшаяся с участием в богослужениях), по мнению других исследователей эта должность подразумевала руководство деятельностью по переписывание и редактирование певчих книг . В 1681 и вплоть до декабря 1682 года лишен жалования «безвинно» , как сказано при возвращении ему права получения оплаты (причина этого события неизвестна). В октябре 1685 года выплата жалования ему снова была прекращена, на этот раз, как предполагают, вследствие смерти.
Фаддей Субботин является представителем усольской школы знаменного пения , сложившейся во владениях Строгановых в Пермском крае . До нашего времени сохранилась только часть его произведений:
Современные музыковеды высоко оценивают мастерство Фаддея Субботина как распевщика:
«Ф. Суботин отходит от типовых ранних усольских распевов и использует следующую технику: „соединяет в мелодические строки уже сложившиеся в певческой традиции попевки и фиты, стремясь каждую строку текста истолковать новыми, почти не повторяющимися на протяжении всего песнопения, мелодическими формулами“; „употребляя фитные распевы в качестве формообразующих элементов, создает произведение, упорядоченное по форме, сближает крупные части согласованным единством их структурного решения“.»
—