Interested Article - Джеваншир

Джеваншир (также Джуаншер , Джаваншир ; от перс. Javān Šīr ‎ — молодой лев ; ? — 681) — князь Алуанка (Кавказской Албании) из династии Михранидов , правитель феодального владения Гардман , являвшегося личным доменом династии.

Биография

Отец Джеваншира, Вараз-Григор, стал первым правителем Гардмана, получившим титул князя всего Алуанка (Кавказской Албании). Сам Джеваншир правил Кавказской Албанией в 642—681 годах. До этого он в течение семи лет возглавлял албанское войско в войне сасанидского Ирана против арабов. Согласно Мовсесу Каланкатуаци , за успешное участие в сражении против арабов сасанидский царь Йездегерд III

почтил его выше всех: его опоясали золотым поясом, унизанным жемчугом, (навесили) меч, дали ему браслеты на руки, прекрасный венец па голову, жемчужные повязки и много ниток жемчуга вокруг ею шеи; одели его в чёрные шаровары… и в шёлковое тканое платье с золотой вышивкой .

Вместе с армянским князем Мушегом Мамиконяном и владетелем армянской области Сюник Григорием в 636 году участвовал в сражении против арабов у Кадисии на стороне сасанидских войск.

В 660 году заключил союз с Византией против Арабского халифата , однако уже в 667 году, под угрозой нашествий арабов с юга и хазар с севера, признал себя вассалом Халифата, что стало поворотным пунктом в истории страны и способствовало её исламизации . Был убит в результате заговора крупных феодалов, боровшихся против централизации княжеской власти. В начале VIII века Албания была завоёвана Халифатом и в 705 власть Михранидов была упразднена.

Во время его правления и, вероятно, по его указанию был написан главный первоисточник по истории Джеваншира — « История страны Алуанк » армянского историка Мовсеса Каланкатуаци .

Джеваншир в культуре

В VII веке армянский поэт Давтак Кертог создал элегию «Плач на смерть великого князя Джуаншера», написанную акростихом из 36 строк по числу букв в армянском алфавите . Мовсес Каланкатуаци упоминает :

И когда весть о неожиданном убийстве великого полководца пронеслась по нашей стране Восточной, он сочинил этот плач о благодетельном Джуаншере…

Образы Джаваншира создали такие азербайджанские художники, как Камиль Ханларов («Джаваншир в борьбе с Арабским халифатом» для Музея имени Низами в Баку и «Джаваншир» 1956 года ), А. Кязымова («Битва Джаваншира с арабами», хранящийся в Музее истории Азербайджана ). Азербайджанским скульптором Фуадом Абдурахмановым в 1943 году был выполнен барельеф Джеваншира . Пьеса «Джаваншир» (1945) азербайджанского писателя Мехти Гусейна посвящена Джеванширу .

Примечания

  1. Бретаницкий Л. С., Веймарн Б. В. Искусство Азербайджана IV — XVIII веков / Редактор И. А. Шкирич. — М. : Искусство , 1976. — С. 36. — 272 с.
  2. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. Л. , 1959. — С. 246.

    На эту грамоту византийский император ответил радостным согласием, причем в обращении к Джываншеру в первых же словах этого послания Констант уже именовал его византийским титулом, а именно называл властителем Гардмана, князем Албании, аспарапетом и протопатриком.

  3. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э.. — М. Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1959. — С. 314.
  4. Шагинян А.К. Армения и страны южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. — С-Петербург, 2011. — С. 137.

    Внезапные набеги гуннов-хазар заставили Дживаншира вступить с ними в переговоры, хотя, как уверяет нас Мовсэс Каланкатуаци инициатива шла от самого царя (великого князя) гуннов. Между тем, они закончились успешно и стороны, очевидно, уже в 665 г. заключили мирный договор. По его условиям, великий князь гуннов вернул 120 тыс. голов овец, 7 тыс. коней и быков и не менее 1200 пленных, а также выдал за правителя Ал6ании свою дочь

  5. Мовсес Каланкатуаци. . Ереван: Матенадаран (1984). 31 мая 2013 года.
  6. Stephen H. Rapp. Studies in medieval Georgian historiography: early texts and Eurasian contexts. Peeters Publishers , 2003. ISBN 9042913185 . Стр.242
  7. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. Словарь. — М. : Наука , 1987. — 215 с. — 15 000 экз.
  8. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э.. — М. Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1959.
  9. Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght'amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. — Ashgate Publishing, 2007. — P. 17. — 144 p. — ISBN 0754638529 , ISBN 9780754638520 .
  10. книга II, главы XVII—XXXV
  11. Миклашевская Н. М. Становление и развитие искусства социалистического реализма в Советском Азербайджане: 1920-1945 гг. (живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство) . — Б. : Элм, 1974. — С. 69. — 178 с.
  12. Н. Габибов , Д. Новрузова . Изобразительное искусство Азербайджанской ССР / Редактор Г. П. Суздалева. — М. : Советский художник , 1978. — 252 с.
  13. Миклашевская Н. М. Становление и развитие искусства социалистического реализма в Советском Азербайджане: 1920-1945 гг. (живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство) . — Б. : Элм, 1974. — С. 125. — 178 с.
  14. Ҹаваншир (азерб.) // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б. : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1987. — C. X . — S. 391 .

Литература

  • Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. — Москва-Ленинград, 1959.
  • Вопросы истории Кавказской Албании. — Баку, 1962. [ источник не указан 442 дня ]
  • Мовсес Каланкатуаци .
Источник —

Same as Джеваншир