Interested Article - Бин цзя

Экземпляр бамбуковой книги « Искусство войны » Сунь У

Военная школа, Школа стратегов, Школа военной философии ( кит. 兵家 , пиньинь bīngjiā , палл. бин цзя ) — древнекитайская философская школа, существовавшая с периода Вёсен и Осеней до ранней династии Западная Хань . Основным предметом школы было изучение военного искусства. Школа рассматривала военное искусство как принцип функционирования общества и как выражение универсальных законов мироздания. Впервые упомянута в « Ханьшу », но не включена в число основных , а характеризуется как отдельное направление. В XI в. при династии Сун важнейшие произведения школы были объединены в « », которое легло в основание всех тра­диционных во­ен­но-по­ли­тических доктрин в странах Восточной Азии и Вьетнаме .

История школы

Рельеф «Искусство войны» на станции метро « Военный музей » в Пекине , скульпторы Ван Чжун и У Динъю

В словосочетании «бин цзя» слово «бин» имело в древности очень широкий смысл, связанный со стратегией и ведением войны , а «цзя» означает « школа » . «Ханьшу» сообщает, что школа военной философии складывалась среди полководцев древнекитайских царств начиная с VI—V веков до н. э. под влиянием конфуцианских взглядов на войну и насилие. Согласно конфуцианским трудам (« Хун фань », « Лунь юй », « Си цы чжуань »), военные действия — наименее важное, но необходимое средство в арсенале государственных деятелей, которое должно применяться для подавления мятежей и возвращения к «гуманности» ( жэнь ), «благопристойности» ( ли ), «должной справедливости» ( ) и «уступчивости» ( кит. , пиньинь ràng , палл. жан ) .

К числу представителей школы современные исследователи относят более 50 авторов, разделённых на четыре группы экспертов:

Среди представителей школы наиболее известны Сунь У ( Сунь-цзы ), из периода Вёсен и Осеней, Сунь Бинь , У Ци , Вэй Ляо и Бай Ци из периода Сражающихся царств , а также Чжан Лян и Хань Синь из ранней династии Западная Хань .

Идеи и влияние

Среди основных работ представителей школы — « Искусство войны » (Sunzi bingfa, кит. 孫子兵法 ), « Законы войны почтенного У » ( Wuzi bingfa , кит. 吳子 ) и « » ( Sun Bin bingfa , кит. 孙膑兵法 ) . Термин «бинфа», включённый в название многих трактатов школы, который обычно переводят как «искусство войны», на самом деле связан с понятием « фа » («естественный закон») древнекитайской философии и означает «законы войны» .

Стратеги задаются вопросом о необходимости нахождения правильного баланса между . Для древнекитайских философов война не относилась исключительно к разрушительному «у». Мэн-цзы говорил, что даже небольшое государство победит большие царства, если сможет предложить их жителям к благосостоянию, доброжелательному управлению и общему принятию высоких моральных стандартов .

« » легло в основание всех тра­диционных во­ен­но-по­ли­тических концепций Ки­тая, Япо­нии, Ко­реи и Вьет­на­ма .

Изучение и издания

( Ланьшань )

Школа стратегов занимала заметное место в классическом корпусе китайских литературных источников. В категории мастеров и философов ( zǐbù , кит. 子部 ), третьей из четырёх традиционных категорий ( sìbù , кит. 四部 ), на которые была разделена китайская литература, эта школа в Сыку цюаньшу ( кит. 四庫 全書 ) занимает второе место (сразу после конфуцианской) ; в « » работы представителей школы включены в шестой том. Вместе с тем, история и идеи школы долгое время не были предметом специальных научных исследований. В своей работе 1985 года отмечал, что несмотря на широкую известность и огромное влияние, которое школа стратегов оказала на всю китайскую цивилизацию, китайские и западные учёные лишь во второй половине XX века приступили к её активному изучению . По мнению К. Рэнда, это было связано как с конфуцианской традицией, ставящей гражданские дела выше военных, так и с относительной скудостью первичных источников; эта скудость была отчасти преодолена в 1970-х — 1980-х годах вследствие находок древних рукописей при археологических раскопках в (1972—1973), (1972—1974), (1983) и других местах .

По мнению К. Гавликовского, высказанному в 1985 году, недостаточное внимание науки к изучению бин цзя проявилось, в частности, в малом числе переводов произведений школы на европейские языки. Гавликовский упоминает переводы Сунь-цзы и У-цзы на английский и русский языки. Английские переводы выполнены соответственно в 1910 и в 1963 годах, а русские — Н. И. Конрадом в 1950 и 1958 годах .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , p. 181—182.
  4. A Dictionary of Chinese philosophy with English Annotations = 汉英 中国 哲学 辞典 / Guo Shangxing, Wang Chaoming. — Kaifeng , 2002. — P. 385.
  5. .
  6. , p. 181.
  7. А. Г. Юркевич. . Новая философская энциклопедия . Дата обращения: 13 июня 2021. 13 июня 2021 года.
  8. , p. 182.
  9. , p. 167—168.
  10. , p. 1—2.
  11. , p. 168—169.

Литература

  • / Кобзев А. И. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина . — М. : «Издательство Астрель», «Издательство ACT», 2002. — 432 с.
  • Сунь-цзы, У-цзы. Трактаты о военном искусстве / пер. с кит., предисловие и коммент. Н. И. Конрада . — М.—СПб.: ACT: Астрель; Terra Fantastica, 2011. — 606, [2] с.
  • Galvany, Albert. The army, wars, and military arts during the Warring States Period (англ.) // The Oxford handbook of early China. — Oxford University Press, 2020. — P. 637—656 .
  • Gawlikowski, Krzysztof. (англ.) // East and West. — 1985. — September ( vol. 35 , no. 1/3 ). — P. 167—210.
  • Needham, Joseph ; Yates, Robin G. S.; with the collaboration of Gawlikowski, Krzysztof et al. (англ.) . — Cambridge University Press, 1994. — Vol. 5, Chemistry and chemical technology. Pt 6, Military technology; missiles and sieges. — xxviii, 591 p.
  • Rand, Crisopher R. Military thought in early China (англ.) . — Albany, NY: SUNY Press , 2017. — 233 p.

Ссылки

  • Кобзев А. И. . Синология.ру . Дата обращения: 4 июня 2021.
  • Ulrich Theobald. (англ.) . (3 июля 2010). Дата обращения: 11 июня 2021.
Источник —

Same as Бин цзя