Сто школ
китайской мысли (
кит.
諸子百家
) — собирательное название для интеллектуальных течений
периода Сражающихся царств
в
истории Китая
(403—256 гг. до н. э.)
. Несмотря на разногласия, «школы», судя по палеографическим находкам, не представляли собой закрытые идеологические системы. Такой взгляд на них стал во многом продуктом библиографии
династии Хань
, которая закрепила их ныне бытующее подразделение. Помимо сохранившихся трактатов, библиография
Ханьшу
《漢書·藝文志諸子略序》 перечисляет множество сочинений, которые были полностью или частично утеряны, или обнаружены в новейшее время благодаря археологическим открытиям.
«Сто школ» — образное выражение, которое, тем не менее, отчасти передаёт туманность в их членении. Более реальной характеристикой является т. н. «девять течений, десять школ»
. К ним относятся:
конфуцианство
儒家, или, более точно, школа классицистов/ритуалистов —
жу
.
моизм
墨家, наиболее близка к представлению об организованном учебном институте полурелигиозного свойства; объединяла выходцев из низших слоев общества; противник пышных аристократических ритуалов.