Гунсу́нь Лун
(
кит.
трад.
公孫龍
;
IV
—
III
вв. до н. э.),
Гунсунь Лун-цзы
,
Цзы-бин
— древнекитайский философ. Родился в царстве
Чжао
. Один из наиболее известных (наряду с
Дэн Си
и
Хуэй Ши
) представителей
Школы имён
(
мин цзя
). Прославился как искусный спорщик.
Содержание
Творчество
Широкую известность получил приписываемым ему рассуждением о том, что «белая лошадь не лошадь» (
кит.
白馬非馬
— бай ма фэй ма). Под его именем до нашего времени дошёл трактат из шести глав. Считается, что первая глава, представляющая собой введение, написана последователями философа. Согласно некоторым свидетельствам, у него было несколько учеников.
Гунсунь Луну также приписывают ряд парадоксальных высказываний, сохранившихся в «
Чжуан-цзы
» (глава 33) и в «Ле-цзы» (глава 4). Некоторые из этих высказываний напоминают
апории
Зенона Элейского
«
Дихотомия
» и «Летящая стрела». Гунсунь Лун выступал противником войн. По мнению, крупнейшего историка китайской философии Фэн Ю-ланя, Гунсунь Лун подчеркивая абсолютность и постоянство имен, пришёл к теории
платоновских
идей. Имеются сведения о встрече Гунсунь Луна и представителя
Школы инь ян
(
инь ян цзя
)
Цзоу Яня
. Интерес к философии Гунсунь Луна, как и интерес к наследию
Школы имен
(
мин цзя
) в целом, в последние годы неуклонно растет.
Главы памятника, переведенные на русский язык
Глава вторая. О белой лошади (白馬論). Пер. Э. В. Никогосова. Есть также перевод
А. М. Карапетьянца
.
Глава третья. О проникновении в изменения (通變論). Пер. Э. В. Никогосова
Глава четвертая. О твердом и белом (堅白論). Пер. Э. В. Никогосова
Свидетельства о жизни и учении
«Гунсунь Лун был мастером парадоксов и вычленения истины, выделил понятия „тождество“ и „различие“, отделил „твердое“ и „белое“. Он шёл своим путём, не с массой».
Гунсунь Лун-цзы. Главы 2,3,4. // Древнекитайская философия. Т.2. М., 1973. С.59-65.
Литература
Карапетьянц А. М.
Древнекитайская философия и древнекитайский язык. // Историко-филологические исследования. М., 1974.
Карапетьянц А. М. У истоков китайской словесности. Собрание трудов. М., 2010. С.38-51.
Крушинский А. А.
Онтология "Гунсунь Лун-цзы. // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I, М., 1985. С.167-173.
Крушинский А. А. Парадоксы ГСЛ как рефлексия над спецификой китайского обобщения // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.205-215.
Крушинский А. А. Парадоксы Гунсунь Луна и метод «страивания и упятерения» //В сборнике: Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация Информационные материалы. Сер. «Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизации» Российская Академия наук Институт Дальнего Востока Центр научной информации и документации. 2008. С. 102—107.
Кварталова Н. Л. Периодизация и порядок расположения глав трактата «Гунсунь Лун-цзы» // VI Всероссийская конференция «Философия Восточно-азиатского региона и современная цивилизация» Вып.6. М., 2000. С.57-58.
Дёмин Р. Н.
Дэн Си
, Гунсунь Лун, сицилийские риторы и школьный курс истории философии // Универсум платоновской мысли. Двадцать четыре века платонизма: традиции и инновации в истории древнейшей европейской философской школы. Материалы XI Платоновской конференции. СПб., 2003. С. 48 −57.
Дёмин Р. Н. «Платонизм» Гунсунь Луна и трактат об идеях из
Ай-Ханум
// AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.7.СПб., 2008. С.144-156.
Дёмин Р. Н. Гунсунь Лун об искусстве стрельбы из лука и апория Зенона Элейского «Стрела» // V Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» Материалы. Том II, Новосибирск, 2009. С.94-95.
Кварталова Н. Л. Логические идеи трактата «Гунсунь Лун-цзы» // Человек и духовная культура Востока. Вып.1. М., 2003. С.164-172.
Скородум Н. В. Силлогизм метаморфозы: от Гунсунь луна к Гёте // Седьмая международная востоковедная конференция (Торчиновские чтения). Метаморфозы. С.-Петербург. 22-25 июня 2011 г. Часть вторая / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб., 2013. — 360 с. С.238-248.
Cheng Chung-Ying, and Richard H. Swain, 1970, "Logic and Ontology in the Chih Wu Lun of Kung-sun Lung-Tzu, " Philosophy East and West 20.2: 137-54.
-----, 1983, "Kung-sun Lung: White Horse and Other Issues, " Philosophy East and West 33:4, 341-54 .
-----, 1997, "Philosophical Significance of Gongsun Long: A New Interpretation of Theory of ‘Zhi’ as Meaning and Reference, " Journal of Chinese Philosophy 24.2: 139-77.
Graham, A. C., -----, 1990, "Three Studies of Kung-sun Lung, " in Graham, Studies in Chinese Philosophy and Philosophical Literature (Albany: SUNY Press): 125—215.
-----, 2003, Later Mohist Logic, Ethics and Science, reprint edition, Hong Kong: Chinese University Press (original edition 1978).
Hearne, James, 1976, "A Critical Note on the Cheng-Swain Interpretation of the Chih Wu Lun, " Philosophy East and West 26.2: 225-28.
-----, 1985, "Formal Treatments of the Chih Wu Lun, " Journal of Chinese Philosophy 12.4: 419-29.
Kao, Kung-yi, and D. B. Obenchain, 1975, "Kung-sun Lung’s Chih Wu Lun and Semantics of Reference and Predication, " Journal of Chinese Philosophy 2.3: 285—324.
Lai, Whalen, 1995, "White Horse not Horse: Making Sense of a Negative Logic, " Asian Philosophy 5.1: 59-74.
-----, 1997, "Kung-sun Lung on the Point of Pointing: The Moral Rhetoric of Names, " Asian Philosophy 7.1: 47-58.
Lucas, Thierry, 1993, "Hui Shih and Kung Sun Lung: an Approach from Contemporary Logic, " Journal of Chinese Philosophy 20.2: 211-55.
Mei, Yi-Pao, 1953, "The Work of Kung-sun Lung Tzu, with a Translation into English, " Harvard Journal of Asiatic Studies 16: 404-37.
Perleberg, Max, 1952, The Work of Kung-sun Lung-tzu, Westport: Hyperion Press (1973).
Reding, Jean-Paul, 2002, "Gongsun Long on What is Not: Steps Toward the Deciphering of the Zhiwulun, " Philosophy East and West 52.2: 190—206.
Rieman, Fred, 1977, "On Linguistic Skepticism in Wittgenstein and Kung-sun Lung, " Philosophy East and West 27: 183-93.
-----, 1980, "Kung-sun Lung, Designated Things, and Logic, " Philosophy East and West 30.3: 305-19.
Libro del maestro Gongsun Long o la Escuela de los Nombres / Gongsun Long; estudio preliminar de Pedro San Ginés Aguilar; traducción y notas de Yao Ning y Gabriel García-Noblejas Sánchez-Cendal. Madrid : Trotta, D.L. 2001. −106 p.