Interested Article - Ли Сы

Ли Сы ( кит. 李斯 , пиньинь Lǐ Sī ; ок. 280 до н. э — сентябрь или октябрь 208 до н. э. ) — сановник при дворе императора Цинь Шихуана , занимавший должность главного советника в государстве Цинь между 246 до н. э. и 208 до н. э. Он был убеждённым сторонником легизма , был известен также как выдающийся каллиграф . Во время смерти Цинь Шихуана он организовал заговор совместно с Чжао Гао , в результате которого власть перешла не к старшему сыну, а к младшему — Хухаю .

За время исполнения своей должности он определял политику и идеологию Циньского государства, обладал огромной работоспособностью и аналитическим талантом , по его идеям государство превратилось в жестокую военизированную машину, управляемую сложным бюрократическим аппаратом . Под его началом были упорядочены меры и веса, приведена к единому стандарту китайская письменность и введён единый шрифт, он был яростным противником конфуцианства , учёные подвергались жестоким репрессиям .

Ранние годы

Ли Сы родился в местности Шанцай ( кит. 上蔡 ) царства Чу (современная провинция Хэнань). В молодости он был дровосеком, затем сумел получить должность младшего чиновника в Чу . Однажды он обратил внимание, что крысы в отхожем месте были злые и грязные, а в амбаре — сытые и спокойные. Он сделал вывод, что значимость людей определяется их социальным статусом, который каждому выпадает случайным образом, и люди не имеют моральных ограничений в стремлении добиться того, что они считают в данный момент наилучшим для них. Он решил сделать карьеру и принялся упорно учиться — это был его единственный шанс, так как он не принадлежал аристократической семье . Проучившись у выдающегося конфуцианского ученого Сюнь-цзы , он решил поискать счастья в самом сильном государстве того времени — царстве Цинь . Сюнь-цзы не одобрил поступка своего ученика и предупредил, что государственная служба таит в себе много опасностей. На это Ли Сы с усмешкой заявил: «Долго находиться в незнатном статусе, в тяжелом и мучительном материальном положении, осуждать свой век и питать отвращение к политике, выдавать себя за наслаждающегося недеянием совершенномудрого — не лучшая манера поведения для учёного, о мой наставник» ( Шицзи , гл. 87).

Карьера в государстве Цинь

В царстве Цинь ему покровительствовал главный советник Люй Бувэй ( кит. 吕不韦 ), и он смог добиться аудиенции императора Цинь Шихуана . Император высоко оценил его идеи о том, как объединить Китай , и стал прислушиваться к его советам.

Однако в 237 году циньские придворные, недовольные тем, что иностранцам дают множество постов, предложили императору изгнать из страны всех чужеземцев. Как уроженец Чу, под это решение подпадал и Ли Сы. Он предстал перед императором и мастерски расписал все преимущества, которые дают циньскому государству «пришлые советники», не забыв упомянуть «знойных девушек Чжао » . Приказ об изгнании не был отдан, а за свой красноречивый доклад Ли Сы получил повышение .

Согласно « Историческим запискам » ( кит. 史记 ) Сыма Цяня , Ли Сы подготовил устранение принца Ханьфэй-цзы , выдающегося учёного и писателя того времени. Принц был дипломатическим заложником Цинь. Завидуя ему, Ли Сы уговорил Цинь Шихуана посадить его в тюрьму, где заставил его принять яд.

По совету Ли Сы император стал преследовать учёных « ста школ », и в первую очередь конфуцианцев. Историк Сыма Цянь пишет:

«…Однако приверженцы частных школ … поносят законы и наставления, и каждый, услышав о издании указа, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают всё в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью,… собирая низких людей, они сеют клевету. Самое лучшее — запретить это!»

Ли Сы предложил запретить все школы и сжечь все политические книги, наказав смертной казнью тех, кто их хранит, кроме отдельных медицинских и гадательных книг и книг о земледелии. Жёстко преследовались конфуцианцы. В 214 до н. э. были уничтожены все труды Конфуция и устроено массовое сожжение книг, которые было необходимо сдавать властям под угрозой казни, а когда учёные объявили протест, в 213 до н. э. были закопаны (坑) заживо 460 конфуцианцев . Высказывается мнение, что в этом акте проявлялся механизм искусственно создаваемой социальной амнезии . Император был уверен, что идеи, содержавшиеся в книгах, представляют угрозу для его плана о новом общественном порядке – создания «универсального китайского государства» .

Перед смертью Цинь Шихуан послал письмо своему старшему сыну Фусу с завещанием, оставляя ему империю и указанием встречать траурный кортеж. Главный евнух Чжао Гао , будучи начальником канцелярии, должен был поставить на письмо печать и отправить. Но он задержал отправку письма, и письмо так и не дошло до адресата.

Когда Цинь Шихуан внезапно умер, Чжао Гао и Ли Сы некоторое время скрывали его смерть. Они поместили гроб с телом императора на повозку, носили еду и принимали письма императору, отвечая на них от его имени. Когда из-за большой жары тело стало разлагаться, они обложили повозку солёной рыбой, чтобы перебить запах. Они же подделали завещание императора, назначив наследником младшего сына Хухая , наставником которого был Ли Сы. Они послали от имени Цинь Шихуана старшему сыну Фусу и генералу Мэн Тяню приказ почётно покончить с собой.

Смерть

Ли Сы, столь много сделавший для укрепления легистского режима в царстве Цинь, сам же и стал его жертвой. После смерти Цин Шихуана Чжао Гао с помощью интриг смог взять в свои руки дела государства, уговорив нового императора не принимать чиновников непосредственно. В начале правления по приказу Эрши Хуана (Хухай) были казнены большинство губернаторов и чиновников при дворе. В конце концов очередь дошла и до Ли Сы.

Чжао Гао оговорил Ли Сы перед императором, желая устранить могущественного соперника от дел управления государственным аппаратом. Совершив невероятную карьеру от безвестного дровосека до поста первого министра циньской империи, в возрасте 72 лет Ли Сы испытал такое же невероятное падение — он лишился не только всех постов и званий, но и жизни вместе со всем своим родом. О казни Ли Сы существуют противоречивые сведения. Согласно Сыма Цяню , он был разрублен надвое в пояснице на центральной площади Сяньяна, столицы империи (« Шицзи », гл. 87), но « Хуайнань-цзы » и « » утверждают, что Ли Сы был разорван на части колесницами в городе Юньян, что в уезде провинции Шэньси . Вместе с Ли Сы, в соответствии с законами империи о государственных преступниках, был истреблен и весь его род до третьего колена.

Наследие

Ли Сы был вдохновителем установления бюрократического аппарата, который после Цинь использовался последующими династиями. Системы мер, весов и денежного обращения были приведены в порядок. Государство Цинь стало очень эффективным и сильным.

Ли Сы привёл в систему китайские иероглифы и ввёл стандартное написание и стандартный шрифт, собрав образцы из разных областей Китая.

См. также

Примечания

  1. Сыма Цянь . Исторические записки.
  2. Hammond, Kenneth James. The Human Tradition in Pre-modern China. — Scholarly Resources, Inc, 2002. — ISBN 978-0-8420-2959-9 .
  3. Бакиева Г. А. от 27 января 2021 на Wayback Machine // Полисфера. 2002

Ссылки

  • Сыма Цянь . Исторические записки. Перевод Р. В. Вяткина. Т.7, глава «Биография Ли Сы».
  • Сыма Цянь . Исторические записки. Перевод Р. В. Вяткина. Т.2, глава 6.
  • Levi, Jean. // Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide / Loewe, Michael ed.. — Berkeley: Society for the Study of Early China, and the Institute of East Asian Studies, University of California, 1993. — P. —116. — ISBN 1-55729-043-1 .
  • Michael, Franz. China through the Ages: History of a Civilization. — Taipei: Westview Press; SMC Publishing, Inc, 1986. — P. 53—67. — ISBN 0-86531-725-9 ; 957—638-190-8.
  • Nivison, David S. The Classical Philosophical Writings // The Cambridge History of Ancient China: From the Origins of Civilization to 221 B.C. / Loewe, Michael & Shaughnessy, Edward L. — Cambridge University Press, 1999. — P. 745—812.
Источник —

Same as Ли Сы