В Википедии есть статьи о других людях с фамилией
Ван
.
Ван Чун
(
кит.
王充
,
пиньинь
Wáng Chōng
, ок.27 — 104), взрослое имя
Чжунжэнь
(仲任) — китайский философ-энциклопедист времён
империи Хань
.
Биография и творчество
Родился в бедной семье. Учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в
Лояне
, где познакомился с историком
Бань Гу
. Был мелким чиновником, однако потерял пост из-за своей независимой и антиавторитарной натуры. Когда его пригласили стать придворным учёным императора
Чжан-ди
, он отказался, сославшись на болезнь.
Автор нескольких сочинений, из которых до нашего времени дошло лишь сочинение «Лунь хэн» (論衡, «Критические рассуждения»). Данное сочинение построено на сопоставлении различных философских учений. В традиционных классификациях Ван Чуна обычно относят к «эклектикам» (
цза цзя
). Характерной чертой философствования Ван Чуна является постоянное обращение к данным естественных наук (прежде всего, к астрономии и медицине) — в противоположность многообразным модным суевериям
даосского
толка, распространённым в
ханьском Китае
. Ван Чун довольно точно описывал
круговорот воды в природе
и первым в Китае упоминал цепной насос.
Ван Чун считается одним из первых проповедников
атеизма
и
материализма
. Его взгляды были высоко оценены лишь в XX веке. Так высокую оценку этому мыслителю дал историк китайской философии
Се Улян
в сочинении «Философия Ван Чуна» («王充哲學», 1917).
Критика географии
Цзоу Яня
В трактате «Лунь хэн» в первой главе книги одиннадцатой Ван атакует учение Цзоу как умозрительное, основываясь на том, что ни «Канон гор»
Великого Юя
, ни описание земли в
Хуайнаньцзы
не приписывают ей таких огромных размеров (согласно Цзоу, известная его современникам Поднебесная составляла не весь мир, а только его 1/81 часть). Тем не менее, в другом месте трактата он допускает вероятность теории Цзоу — дабы с её помощью опровергнуть теорию «неблагоприятных дней».
Отражение в языке
В
китайском языке
есть
чэнъюй
«курицы и собаки возносятся на небеса» (
кит.
鸡犬升天
), используемый для образного выражения мысли, что связанные с получившим власть человеком люди получают выгоду от этого. Он происходит из главы «Даосюй» (
кит.
道虚
) в сочинении Ван Чуна «Лунь хэн». По преданию,
ханьский
ван
, преуспев в
даосской
, достиг
бессмертия
, а оставшиеся пилюли бессмертия подхватили
курицы
и
собаки
и вместе с Лю Анем вознеслись на небо
.
Сочинения
-
Лунь хэн // Древнекитайская философия. Эпоха Хань.-М.: Наука. Главная редакция восточной литературы.1990. С.253-319.
-
Ван Чун. Взвешивание суждений. Глава «О превосходстве и необычности». Перевод и комментарий. //Барабошкин К. Е. Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2015. № 3. С. 79-91.
Примечания
Литература
-
Петров А. А. Ван Чун — древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.-104 с.
-
Кобзев А. И.
// Духовная культура Китая: энциклопедия — М.: Вост. лит., 2006 г. — Т. 1 — стр. 182—183 —
ISBN 5-02-018431-4
.
-
Кривцов В. А. Эстетические взгляды Ван Чуна // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961.
-
Вяткин Р. В. Ван Чун и китайская историография // Одиннадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1980. С.69-75.
-
Барабошкин К. Е. Ван Чун (I В. н. э.) о происхождении знания и его выражении в литературе // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 102—104.
-
Барабошкин К. Е. Некоторые аспекты литературной теории Ван Чуна (I н. э.) // Перспективы науки. 2015. № 5 (68). С. 116—119.
-
Барабошкин К. Е. Ван Чун о литературе//Общество и государство в Китае: XLIII научная конференция. М., 2013. С. 600—608.
-
Барабошкин К. Е. Человеческая природа (син) в трактате Луньхэн («Весы суждений») Ван Чуна (I в.н. э.)// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 454—455.
-
Борисов А. Факты и даты жизни Ван Чуна // XXVI научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1995. С. 21-28.
-
Терехов А. Э. Рассуждения о рождении совершенномудрых (на материале главы «Об удивительном» трактата Ван Чуна «Весы суждений») // Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре: Материалы VIII Молодёжн. науч. конф. по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб., 2005. C. 204—209.
-
Терехов А. Э. Благие знамения, совершенномудрые люди и великое спокойствие: традиционная трактовка в эпоху Хань и интерпретация Ван Чуна // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Вып.2. СПб., Издательство С-Петербургского университета. 2008. С.167-189.
-
Анашина М. В. Философия эпохи Хань. Учебное пособие. М., 2013. С.72-85.
ISBN 978-5-9540-0249-2
-
Lun-Hêng. Philosophical Essays of Wang Chong — translated from the Chinese and annotated by
Alfred Forke
. New York: Paragon Book Gallery, 1962.
-
Ван Чун «Лунь хэн» («Критические рассуждения») //
-
Drettas D. Idées sur le Rêve dans le Lunheng de Wang Chong: Mémoire de Maîtrise. Paris, 2000.
-
Tabery T. Von der Hermeneutik zur Politik: das Idealbild des Gelehrten im Lunheng des Wang Chong. Magisterarbeit zur Erlangung des akademischen Grades «Magister Artium», M. A. Universität Leipzig, 2003.
-
Zufferey N. Wang Chong. Connaissance, politique et vérité en Chine ancienne: Thèse de doctorat. Université de Genève, 1992.
-
Timoteus Pokora: The Necessity of a more Thorough Study of Philosopher Wang Ch’ung and of his Predecessors, Archiv orientální 1962.
-
Timoteus Pokora: The Works of Wang Ch’ung. Archiv orientální 1968.
|
Школы мысли
|
|
|
|
Концепции
|
-
Дао
(путь)
-
Дэ
(добродетель)
-
Жэнь
(гуманность)
-
(праведность)
-
Инь и ян
(взаимозависимые противоположности)
-
Ли
(ритуал)
-
Ли
(закон)
-
(размышление)
-
(человеческая природа)
-
(предрасположенность; интуиция)
-
Сяо
(сыновняя почтительность)
-
Тайцзи
(великий предел)
-
(вещество)
-
(небо; божественная сила)
-
Тяньмин
(мандат; судьба)
-
У-вэй
(недеяние)
-
У-син
(пять стихий)
-
Фа
(норма)
-
(почтение)
-
(медитация)
-
Цзянь ай
(всеобщая любовь)
-
Ци
(энергия)
-
(сущность)
-
(спонтанность; естественность)
-
(намерение; мудрость)
-
Чжэнмин
(исправление имён)
-
Шэн
(совершенномудрый)
-
Шэнь
(дух)
|
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|