Церковь Спаса на Городу
- 1 year ago
- 0
- 0
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 527
• • |
Це́рковь Спа́са на Бе́рестове ( укр. Церква Спаса на Берестові ) — православный храм в Киеве , примыкающий с севера к Киево-Печерской лавре . Несмотря на то, что церковь находится вне стен лавры, она считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию .
Село Берестово являлось загородной резиденцией великих киевских князей. Первое упоминание о нём содержится в « Повести временных лет » и относится к 980 году . В 1015 году здесь скончался великий князь Владимир Святославич , креститель Руси . Здесь же жили и вели государственную деятельность его потомки князья Ярослав Владимирович Мудрый , Святослав Ярославич , Всеволод Ярославич и Владимир Мономах . Под 1051 годом упоминается церковь святых Апостолов на Берестове, где служил священник Иларион , первым из русских поставленный киевским митрополитом . В 1096 году княжеский дворец был сожжен, но восстановлен при князе Владимире Мономахе .
Именно ко времени киевского княжения Владимира Мономаха может быть отнесена постройка нового каменного Спасо-Преображенского храма, сделавшегося родовой усыпальницей Мономаховичей. Здесь были погребены его дочери Евфимия (в иночестве Евпраксия) и София, а также сын князь Юрий Владимирович Долгорукий с его сыном князем Глебом Юрьевичем . В 1947 году к 800-летию основания Москвы над предполагаемым местом погребения князя Юрия был установлен монумент, стилизованный под древнерусский саркофаг .
Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1240 году вместе с княжеской резиденцией при взятии Киева Батыем . Восстановлен он был только в 1640—1643 годах митрополитом киевским Петром Могилой . При этом была воссоздана только западная часть храма, ставшего в два раза меньше. Церковь получила завершения в стиле украинского барокко XVII века. В 1813 году киевским архитектором Андреем Меленским с запада к храму была пристроена колокольня в стиле классицизма . В таком виде храм сохранился до наших дней .
Проведенная в 1909 году реставрация церкви под руководством Петра Покрышкина выявила, что от здания XII века почти на полную высоту уцелел нартекс с крещальней и лестничной башней, включенный в постройку XVII века. В 1914 году в ходе археологических раскопок Покрышкин открыл основания разрушенной части храма, что позволило полностью реконструировать его план .
В 2019 году во время реконструкции церкви археологи обнаружили остатки поселения IX века до нашей эры.
Спасо-Преображенский храм был построен в характерной для домонгольской архитектуры Киева византийской технике кладки из плинфы со скрытым рядом, создававшей декоративную поверхность стены из чередующихся рядов кирпича и розоватого раствора . Первоначально храм был трех нефным , четырёхстолпным с нартексом на западе и тремя алтарными апсидами на востоке . Скорее всего, он завершался одним куполом . Особенностью его архитектуры был сохранившийся нартекс, более широкий, чем сам храм. В северной части нартекса находилась крещальня , в южной винтовая лестница, ведущая на хоры . Другой особенностью храма были примыкавшие с трёх сторон притворы с редкой трехлопастной формой свода. Низкие объёмы притворов придавали композиции здания ступенчатость .
Сразу после постройки храм был расписан. В настоящее время в нартексе раскрыта фреска 1113—1125 годов « Явление Христа на море Тивериадском ». Её живопись отличается лаконичными приемами, упрощением моделировки форм, преобладанием контурного рисунка и локальных цветовых пятен. Это указывает на распространение аскетического направления в искусстве шире за пределы монашеской среды .
После восстановления храма в 1643 году он был вновь расписан греческими художниками с Афона , приглашенными митрополитом Петром Могилой . Среди этих фресок присутствует изображение самого митрополита Петра .