Interested Article - Высший разум
- 2021-02-01
- 1
Высший разум , всемирный разум , абсолютный разум — один из атрибутов Бога , Абсолюта или самостоятельная сущность; рассматривается как разумная первопричина устройства мира , разум, спроектировавший Вселенную ; понятие религии , философии и эзотерики . Научная картина мира не требует наличия высшего разума в качестве объяснительной гипотезы ; научные теории рассматриваются учёными как объясняющие мир лучше, чем данная гипотеза .
Высшим разумом обладает Бог, в частности, согласно христианской церковно-книжной традиции . Образ христианского Бога сложился в первые века н. э. в Римской империи . Основу христианского образа Бога составил еврейский Яхве ( Бог-Отец ), с которым был соединён образ страдающего Бога-Спасителя ( Бог-Сын ) и отвлечённым Мировым Разумом гностиков (Бог- Дух Святой ) . Зогар , источник каббалистического учения, рассматривает душу как имеющую своё происхождение в Высшем Разуме, в котором отличаются одна от другой разные формы живых существ. Высший Разум определяется как « мировая душа » .
Лейбниц обращался к универсальной всеобщности и необходимости разума в крайней отчужденной форме — как к «высшему Разум», Богу — гаранту «предустановленной гармонии» . Вольтер , не переходя на позиции атеизма , в трактовке наиболее важных явлений природы в рамках деизма , однако, выступал в качестве материалиста . Тем не менее, не найдя возможности через механистический материализм объяснить генезис ощущений и мышления, феномены движения и притяжения, Вольтер считал, что они сообщены материи Богом («Трактат о метафизике») — несмотря на свою критику метафизики XVII века, но вернулся к ней. Не имея возможности объяснить разнообразие мира через развитие материи, философ пришёл к идее «Всемирного разума» в качестве причины мирового разнообразия . Он отрицал развивавшуюся Мальбраншем концепцию причинности в духе окказионализма и предполагал, что в природе существует единое разумное мировое начало — Бог. Целесообразность и совершенную мировую гармонию мира он считал результатом целеполагания разумного существа . Гегель мир в целом считал «осуществлением божественного разума». Разум и мышление толковались им как стороны воплощения духа, способные к достижению апогея своего развития — «знающего себя разума, абсолютно всеобщего» . Шеллинг в «Изложении моей системы», диалоге «Бруно» и др. работах развивал идею, согласно которой, являясь тождеством субъективного и объективного, Абсолют, или «абсолютный разум» является не духом и не природой, а безразличием обоих, наподобие точки безразличия полюсов в центре магнита, содержащим возможность всех вообще определений. Бог и универсум понимались им в качестве разных аспектов одного и того же. Бог — это универсум, взятый со стороны его тождества . Философ Дэвид Юм , автор «Естественной истории религии», заявлял о закономерности идеи «высшего разума», «некоторой разумной причины» и «разумного творца », но в то же время его скептицизм был направлен против принципов деизма ; Юм писал о фиктивном характере « естественной религии », считая, что основу религии составляют человеческие эмоции, которые чаще всего стимулируются страхом .
Елена Блаватская , основатель учения теософии , в « Тайной доктрине » рассматривала божество как обнаруживающее себя впервые посредством эманации и трёх следующих друг за другом форм Разума: тремя космическими фазами были созданы время, пространство и материя . В работе « Оккультизм против оккультных искусств » Блаватская утверждала, что путь к «мудрости вселенского разума лежит через всё человечество, без различия расы, цвета кожи, религии и общественного положения» . Согласно религиозно-философскому учению Агни-йога , созданному Николаем и Еленой Рерихами, и включившему в себя теософскую традицию, с одной стороны имеет место значимость индивида, безграничные человеческие возможности духовного совершенствования, но в то же время человек не имеет свободы, поскольку все мысли индивида контролируются, его существование находится в зависимости от решений Высшего Разума. Эволюцию человеческой души учение рассматривает как находящуюся под постоянным контролем высших сил, начиная с её первого воплощения . В уфологии предлагаются различные интерпретации НЛО , включая проявления внеземного высшего разума .
Альберт Эйнштейн писал: «убеждение о рациональности и упорядоченности мира, которое сродни религиозному чувству, лежит в основе всех научных работ более высокого порядка… Это убеждение связано с глубокой верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта, представляет мою концепцию Бога . В обиходе это может быть описано как „ пантеизм “ ( Спинозы )» .
Религиовед И. А. Крывелёв отмечал, что эволюционное учение не требует наличия какого-либо «высшего разума» для объяснения возникновения и развития жизни . Биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в книге « Бог как иллюзия » писал, что теорией естественного отбора и подобными научными теориями, показывающими богатство и сложность Вселенной, мир объясняется лучше, чем «гипотезой бога», согласно которой мир спроектирован высшим разумом .
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 4 октября 2007 года выпустила резолюцию « Опасность креационизма в образовании » в которой постановила, что « креационизм во всех его формах, таких как „ разумный замысел “ или „высший разум“, не является научной дисциплиной и не подлежит научному изучению в европейских школах наряду с теорией эволюции или даже вместо неё». В данной резолюции депутаты ПАСЕ призвали правительства 47 стран Совета Европы «решительно воспротивиться» преподаванию креационизма как научной дисциплины .
Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 202.
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- , p. 211.
- .
- , с. 145—146.
- .
- от 24 декабря 2013 на Wayback Machine Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
- от 2 января 2010 на Wayback Machine // Вокруг света , 05.10.2007.
Литература
- Бог / С. Токарев // А — Дидро. — М. : Советская энциклопедия, 1960. — ( Философская энциклопедия : [в 5 т.] / гл. ред. Ф. В. Константинов ; 1969—1978, т. 1).
- Бог / Н. И. Толстой // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 202—203. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Вольтер / В. Соколов // А — Дидро. — М. : Советская энциклопедия, 1960. — ( Философская энциклопедия : [в 5 т.] / гл. ред. Ф. В. Константинов ; 1969—1978, т. 1).
- Гайденко П. П. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию . — СПб. : Евразия, 1995.
- Ричард Докинз . Бог как иллюзия = The God Delusion (2006) / перевод: Наталья Смелкова. — КоЛибри (Иностранка) , 2008. — 560 с. — ISBN 978-5-389-00334-7 .
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1910. — Т. VII. — Стб. 396—409.
- Крывелёв И. А. Книга о Библии . — М. : Соцэкгиз , 1958.
- Крывелёв И. А. Библия: историко-критический анализ. — М. : Политиздат , 1985.
- Лобач В. В. // Новейший философский словарь / Сост. и глав. науч. ред. А. А. Грицанов . — 3-е изд., исправл. — Мн. : Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-428-636-3 .
- Бог // / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов . — 3-е изд., исправл. — Минск: Книжный Дом, 2003. — С. 110—113. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-428-636-3 . от 17 ноября 2013 на Wayback Machine
- Мотрошилова Н. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Разум / Г. Батищев // Наука логики — Сигети. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — ( Философская энциклопедия : [в 5 т.] / гл. ред. Ф. В. Константинов ; 1969—1978, т. 4).
- Соколов В. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- / Гиндилис Л. М. // Уланд — Хватцев [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 145—146. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
- // Социологические исследования . — 2004. — № 2 . — С. 92—98 .
- Ям К. Е. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Albert Einstein . . — Science, 2010. — P. 384.
- Kalnitsky A. // . — Pretoria: University of South Africa , 2003. — P. 200—214. — 443 p.
- 2021-02-01
- 1