Interested Article - Постпроцессуальная археология

Постпроцессуальная археология ( англ. Post-processual archaeology ) — течение в теоретической археологии , основанное английским археологом Иэном Ходдером и его учениками в восьмидесятые годы XX века.

История возникновения течения

В шестидесятые годы XX века в США и Великобритании в результате резкой критики культурно-исторического подхода к археологии возникло новое направление, которое изначально называлось « новая археология », а впоследствии получило название « процессуальная археология ». Основными идеологами процессуальной археологии были Льюис Бинфорд в США, а также Колин Ренфрю и Дэвид Кларк в Великобритании. Они критиковали культурно-историческую археологию за ненаучный подход, часто ошибочные интуитивные заключения, а также за то, что культурно-историческая археология, как правило, документировала наблюдаемые в прошлом явления и изменения, не пытаясь ответить на вопрос почему они происходят . В отличие от Льиса Бинфорда, который руководствовался исключительно философией позитивизма и видел в археологии естественную науку — подразделение антропологии , Дэвид Кларк, также осознавая проблему культурно-исторической археологии, указывал на необходимость частичного сохранения методологии изучения культур, наработанного в рамках культурно-исторического подхода.

Давид Кларк трагически погиб в 1976 году, а один из его учеников, Иэн Ходдер , через короткое время отмежевался от процессуальной археологии, указывая, что этот подход недостаточно уделяет внимание культуре и символизму изучаемого древнего народа, а также, что сам подход основан на устаревшей позитивистской философии . Одним из ключевых положений пост-процессуальной археологии стало утверждение о том, что любой археолог, анализирующий полученные данные, имеет тенденцию интерпретировать их, исходя из своего жизненного опыта и своей философии, а не из ещё неизвестной философии и опыта древнего народа, что закономерно порождает перекосы в интерпретации археологической информации.

Словами Иэна Ходдера, в восьмидесятые годы пост-процессуальная археология представляла собой лишь столб в чистом поле, вокруг которого должны были собраться представители археологической науки, недовольные процессуальной археологией .

Развитие пост-процессуального подхода

Иэн Ходдер и его сторонники впоследствии опубликовали ряд работ, в которых постарались наполнить свой подход теоретическим содержанием. Философия постпроцессуальной археологии базировалась в основном на работах французских философов Пьера Бурдьё и Мишеля Фуко , а также американского антрополога Маршалла Салинса . Применяя их соображения к археологии, сторонники постпроцессуального подхода высказали тезис о том, что ни один отдельно взятый учёный не может составить истинное впечатление о прошлом, ибо будет смотреть на него через призму собственного жизненного опыта и неявных часто неосознаваемых предпосылок . Этот тезис нашёл также положительный отклик в среде сторонников феминистской археологии , которые в свою очередь ещё ранее утверждали, что превалирование среди археологов прошлых лет мужчин-христиан заставляет остальной мир смотреть на древние культуры по крайней мере частично через их специфическое мировоззрение .

Иэн Ходдер также счёл, что лучшей проверкой для постпроцессуальной археологии будет практическое применение её методологии при раскопках археологического памятника с богатым символизмом . В 1993 году Иэн Ходдер возглавил 25-летний проект раскопок в Чатал-Хююке , неолитическом поселении в Турции, знаменитом своими росписями и скульптурой . Через некоторое время Ходдер опубликовал подробное описание методологии раскопок, которая с одной стороны заключалась в широком использовании достижений естественных наук для сбора информации, инициированном ещё сторонниками процессуальной археологии , а с другой стороны в привлечении большого числа специалистов из разных областей к интерпретации данных .

Постпроцессуальный подход постепенно получил широкую известность; главы, описывающие идеи Ходдера, были включены почти в каждый учебник по археологии, однако дискуссии о ценности этого подхода продолжаются .

Критика

Ряд специалистов критикуют пост-процессуальную археологию за недостаточность теоретической базы . В частности указывается, что сторонники данного подхода так и не довели пост-процессуальную археологию до уровня научной теории, в том смысле, что она не порождает гипотез , которые впоследствии можно проверить на истинность или ложность . Основоположник процессуальной археологии, Льюис Бинфорд критикует опубликованные Иэном Ходдером издания за противоречия и ненаучность . Кроме этого постпроцессуальная археология критикуется в целом вместе с философией постмодернизма , с которой она ассоциируется, за утверждения, сводящиеся к тезису о том, что ничего до конца узнать нельзя .

Литература

Примечания

  1. Lewis R. Binford . Archaeology as Anthropology // American Antiquity. — 1962. — Вып. 28 . — С. 217—225 .
  2. David L. Clarke . Archaeology: The Loss of Innocence // Antiquity. — 1973. — Вып. 47 . — С. 6—18 .
  3. Ian Hodder . Post-processual and interpretive archaeology // Colin Renfrew , Paul Bahn Archaeology. The Key Concepts. — London, New York: Routledge, 2005. — С. 207—212 . — ISBN 0-415-31757-6 .
  4. Ian Hodder . Reading the past: current approaches to interpretation in archaeology. — New York: Cambridge University Press, 1986. — 194 с. — ISBN 0521327431 .
  5. Marie Louis Stig Sørensen. Feminist archaeology // Colin Renfrew , Paul Bahn Archaeology. The Key Concepts. — London, New York: Routledge, 2005. — С. 116—121 . — ISBN 0-415-31757-6 .
  6. Michael Balter. The Goddess and the Bull. Çatalhöyük: An Archaeological Journey to the Dawn of Civilization. — New York: Free Press, 2005. — С. 82. — 235 с. — ISBN 0-7432-4360-9 .
  7. Ian Hodder . Developing a reflexive method in archaeology. // Ian Hodder Towards Reflexive Method in Archaeology: The Example at Çatalhöyük. Çatalhöyük research project.. — London: British Institute of Archaeology at Ankara , 2000. — Т. 2 . — С. 3—14 . — ISBN 1-902937-02-3 .
  8. Ruth Tringham, Mira Stevanovic. Different excavation styles create different windows into Çatalhöyük. // Ian Hodder Towards Reflexive Method in Archaeology: The Example at Çatalhöyük. Çatalhöyük research project.. — London: British Institute of Archaeology at Ankara , 2000. — Т. 2 . — С. 111—118 . — ISBN 1-902937-02-3 .
  9. Michael Balter. The Goddess and the Bull. Çatalhöyük: An Archaeological Journey to the Dawn of Civilization. — New York: Free Press, 2005. — С. 81,83. — 235 с. — ISBN 0-7432-4360-9 .
  10. Michael Shanks. // Bently R.A., Maschner H.D.G., Chippindale C. Handbook of Archaeological Theories. — New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2008. — С. 133—146 . — ISBN 0-7591-0032-2 .
  11. R. Alexander Bentley, Herbert D.G. Maschner. // Bently R.A., Maschner H.D.G., Chippindale C. Handbook of Archaeological Theories. — New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2008. — С. 1—8 . — ISBN 0-7591-0032-2 .
  12. Lewis Binford . Review of Hodder, Reading the Past: Current Approaches to Interpretation in Archaeology // American Antiquity. — 1988. — Вып. 53 . — С. 875—876 .
  13. Michael Balter. The Goddess and the Bull. Çatalhöyük: An Archaeological Journey to the Dawn of Civilization. — New York: Free Press, 2005. — С. 81. — 235 с. — ISBN 0-7432-4360-9 .
Источник —

Same as Постпроцессуальная археология