Меликян, Спиридон Аветисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Рафае́л Авети́сович Ишханя́н ( арм. Ռաֆայել Ավետիսի Իշխանյան , 9 марта 1922 года, Ереван — 1995 год, Ереван ) — армянский библиограф , филолог-языковед , занимавшийся вопросами филологии и истории . Профессор Ереванского государственного университета . Депутат Верховного Совета Армении (1990—1995 годы)
В 1939 году окончил (ныне имени Н. Агбаляна) и поступил на факультет армянского языка и литературы Ереванского государственного университета . В 1940 году был призван в Красную армию, участвовал в Великой Отечественной войне . После демобилизации в 1945 году продолжил учёбу и окончил Ереванский университет в 1949 году.
С 1947 по 1962 гг. работал в Публичной библиотеке Армении (ныне Национальная библиотека Армении). В 1954 г. заочно окончил Московский библиотечный институт .
В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию о репрессированном в 1937 году армянском писателе: «Аксель Бакунц: жизнь и вопросы творчества» и перешёл на работу на кафедру армянского языка в Ереванском государственном университете. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Очерк по истории языка новой армянской литературы», в 1978 г. стал профессором.
С конца 1970-х гг. публиковал работы по истории Армении , где приводил различные доводы в пользу автохтонности армян на Армянском нагорье и исключительной древности армянского народа. В последний период своей жизни активно участвовал в армянском национальном движении — в особенности, в борьбе за Нагорный Карабах . Депутат Верховного Совета Армении ( 1990 — 1995 годы). С 1991 года также почётный директор Национальной библиотеки Армении.
Рафаел Ишханян опубликовал 773 работы, главным образом на армянском языке , посвящённые широкому кругу вопросов — книгопечатанию , сохранению и развитию армянского языка, происхождению и древней истории армянского народа, Нагорному Карабаху , истории так называемой Третьей республики , а также проблемам науки, религии и образования, общественной жизни. Рафаел Ишханян был одним из авторов Армянской советской энциклопедии . В некоторых областях, например в истории книгопечатания, он являлся общепризнанным авторитетом , но с другой стороны, некоторые его работы, например по древнейшей истории Армении, подвергались критике как в Армении, так и за её пределами.
Рафаел Ишханян в своих исторических работах настаивал на исключительной древности армянского народа, утверждая, что армяне жили на Армянском нагорье с IV тысячелетия до н. э., образовав самостоятельную этническую общность сразу после распада праиндоевропейского языка, рассуждая далее о прямых контактах армян с шумерами и семитами и относя шумеров к арменоидному типу европеоидной расы . Для доказательства своих концепций Ишханян пользовался принятым в советской литературе подходом, заключавшимся в том, что критерием этнической принадлежности является исключительно язык, и вопрос о происхождении народа приравнивал к происхождению языка. Ишханян утверждал, что «Историю армян или армянского народа нужно начинать со времени появления армянского языка, ибо армяне (или армянский народ) и в древности, и в средние века, и в настоящем — это носители армянского языка» .
Такие утверждения Ишханяна делали армян единственным в мире народом, сумевшим сохранить без существенных изменений свой язык на протяжении нескольких тысячелетий, а также объявляли пришлыми народами всё неармянское население Восточной Турции, включая курдов . Закономерно, что это направление работ Ишханяна встретило жёсткую критику среди историков и лингвистов как в Армении, так и за её пределами. Работы Ишханяна в этом направлении критиковались за отсутствие должной доказательной базы, за лингвистический и исторический дилетантизм, а также за явную политическую подоплёку .
В связи с критикой коллег Рафаел Ишханян так и не смог опубликовать свои труды в этом направлении в научной литературе ни в Армении, ни за её пределами, поэтому неоднократно выступал с серией популярных статей и заметок, адресованных аудитории, недостаточно знакомой с исторической наукой .
Тем не менее, благодаря, в частности, усилиям Ишханяна, концепции армянской принадлежности урартов продолжают развиваться в Армении и в армянской диаспоре.