Анато́лий Гео́ргиевич Кифи́шин
(
2 июня
1935
—
25 июня
2017
) — советский и российский
ассиролог
, утверждавший, что ему удалось дешифровать древнейшие «протошумерские» надписи, найденные под Мелитополем (
Каменная Могила
)
и на других территориях Европы и Азии
, самые ранние из которых относились им к
периоду оледенения
. Не получил признания других профессиональных ассириологов
.
Содержание
Биография
Родился в селе Белое на
Алтае
в семье украинского происхождения. В 1942 году поступил в школу города
Лебедин
. В марте 1944 года в девятилетнем возрасте подорвался на
мине
, потерял руку, сильно пострадало зрение
[
источник не указан 146 дней
]
.
В 1969 году востоковед
И. М. Дьяконов
указал в печати на огрехи трудов Кифишина (туманность формулировок, низкое качество переводов, формальный характер ссылок), что вызвало обширную полемику между авторами. В дальнейшем А. Г. Кифишин пытался создать собственную
научную школу
, опираясь на
и
. Этому, однако, помешало жизненное положение Кифишина — некоторое время он не имел ни работы, ни жилья в Москве
. В тот период он жил в собственноручно построенном (несмотря на инвалидность)
шалаше
близ станции
Перловка
, проводя дни в
Ленинской библиотеке
, пропуск в которую достал по знакомству
.
В 2002 году Кифишин был избран академиком организации «Кирилло-Мефодиевская академия просвещения» и стал директором организации «Международный славянский институт шумерологии, египтологии и синдологии»
.
Идеи
А. Г. Кифишин считал, что достижения цивилизации пришли на
Древний Восток
с территории Украины
. Основывал свои построения на книге украинского археолога
В. Н. Даниленко
.
В 1990 году опубликовал своё прочтение глиняной таблички с рисунками
культуры Кереш
, якобы содержавшей слово «
Аратта
». Чтение Кифишина не было поддержано филологами
. Во второй половине 1990-х годов А. Г. Кифишин стремился популяризировать своё «открытие» в гротах памятника
Каменная Могила
в
Приазовье
(ранее уже изученного археологами) «протошумерских надписей» . По его мнению, не только стены и потолки гротов покрыты письменными знаками и надписями, но также в специальных отсеках (которые он назвал «архивом») хранились
песчаниковые
таблички с письменами
. Согласно Кифишину, в Каменной Могиле обнаружены до 160 каменных табличек с надписями и 130 наскальных надписей, наиболее ранние из которых он относил к
периоду оледенения
. Согласно его концепции, уже в эту эпоху там правили «цари-боги», от которых он производил ряд более поздних шумерских династий
.
Затем Кифишин заявлял об обнаружении им аналогичных «протошумерских надписей» на различных территориях от
Южного Урала
,
Казахстана
и Южной
Туркмении
до Южной
Франции
. Наиболее ранние из них он датировал 12-м тыс. до н. э. (эпоха
позднего палеолита
), поздние — 3-м тыс. до н. э. Ядро этого «шумерского мира» он располагал в Каменной Могиле, его «ритуальном центре», откуда распространялись культурные импульсы
.
В то же время автор писал, что его переводы имеют предварительный характер и в ряде случаев произведены им
интуитивно
.
По воспоминаниям
В. В. Емельянова
, «Анатолий Георгиевич не терпел, чтобы с ним спорили». Он пишет, что задуманный Кифишиным труд «Русский народный календарь. Антология первоисточников в 4-х томах», где
славянские народные праздники
сопоставлялись с аналогичными праздниками других народов, так и не увидел свет из-за разногласий с коллегами, участвовавшими в его подготовке
.
Награды
В 2002 году главой администрации Киева
А. А. Омельченко
Кифишин был награждён Киевским орденом «Знак Почёта» (
укр.
«Знак Пошани»
) за исследовательские заслуги, в том числе и за написание монографии «Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э.»
.
13 декабря 2012 года удостоился российской премии
Фонда Андрея Первозванного
«Вера и Верность» от
Русской православной церкви
с формулировкой «за выдающиеся достижения в деле изучения древнейших письменных памятников человечества, личное мужество в отстаивании интересов отечественной науки»
.
В издании книги Кифишина приняло участие Российское общенародное движение (РОД) — политическая организация, которая ставит своей целью «восстановление державы»
. Построения Кифишина были использованы некоторыми авторами
псевдоисторической
литературы
, получили популярность у
националистов
и сторонников
«арийской» идеи
, включая археолога
Ю. А. Шилова
, развивающего украинскую версию «арийской» идеи
. Основываясь на «прочитанных» Кифишиным «протошумерских текстах», авторы
неоромантического
направления часто отождествляют территорию распространения
трипольской археологической культуры
с легендарной
Араттой
.
В 2002 году работа Кифишина о «письменности» из Каменной Могилы 2001 года получила одобрение
Верховной рады Украины
. Затем была проведена её презентация на парламентском собрании
Союза Белоруссии и России
.
Оценки деятельности
По мнению историка науки
С. Б. Криха
, «слог Кифишина отличался чрезвычайной невнятностью, особенно если он брался пересказывать текст источника: в нем доминировала ориентация на архаику и русификацию, лишенная при этом последовательности и ясности русской речи»
. Научно-популярные статьи А. Г. Кифишина он характеризует как «фантастические»
.
Историк
В. А. Шнирельман
отмечал феноменальную древность (начиная с
позднего палеолита
) и неправдоподобную неизменность предлагаемого Кифишиным «шумерского языка» (в течение почти десяти тысяч лет), а также предполагаемое Кифишиным его широчайшее распространение по территории
Старого Света
. Кифишин не даёт ответов на вопросы, какую материальную основу имела заявленная им «высокая культура» «царей» и «жрецов», почему отсутствуют остатки этой культуры. Концепция Кифишина близка к идее
Xьюстона Чемберлена
, согласно которой шумеры являлись «
арийскими
колонизаторами Месопотамии», которые пришли с севера
. Археолог
Я. П. Гершкович
относит работы Кифишина к числу
квазиархеологических
.
В отличие от
Ю. В. Кнорозова
, старательно излагавшего свои
методические
приёмы дешифровки
письменности майя
в научной литературе, Кифишин скопом «прочёл» петроглифы Каменной Могилы, не раскрывая свою исследовательскую «кухню». По мнению этнографа В. Г. Балушка, уже один этот факт заставляет сомневаться в достоверности «прочтения». Опубликованные изображения «прочитанных» А. Г. Кифишиным петроглифов не позволяют однозначно интерпретировать их как тексты
.
Методику работы Кифишина критиковал востоковед
В. В. Емельянов
: «нельзя механически сопоставлять праздники древнего Ближнего Востока со славянскими и античными, как он делал. Нельзя насиловать исторические факты и логику. В этих регионах разный режим сельскохозяйственных работ, разлива рек и много чего еще»
. По мнению Емельянова, в статье Кифишина «Шумер и Вавилон» (1985), «наряду с интересной гипотезой о трансформации ритуально значимого для шумеров в эстетически значительное для вавилонян, содержится немало спорных и фактически недоказуемых положений (особенно в шумерской части текста)»
.
Библиография
Кифишин печатался с 1964 года, на его счету более 60 публикаций:
Квалификационные работы
Некоторые проблемы хронологии и топографии шумерского государства Лагаш при патеси Гудеа. … Автореф. дисс. … к. и. н. —
М.
: Институт народов Азии, 1965. — 19 с.
Доклады и сообщения
К вопросу о датировке правления энси Гудеа (2162—2137 гг. до н. э.) // Вестник древней истории, 1965, № 1 (91). — С. 82—99.
Ассириологические заметки // Семитские языки: Материалы первой конференции по семитским языкам, 26—28 октября 1964 г.: [в 2 частях], Ч. 2. / Отв. ред. Г. Ш. Шарбатов; Институт народов Азии. — Изд. 2-е и доп. —
М.
: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. — 892, [1] с. — С. 786—792.
Основные принципы хронологии шумеров и вавилонян (III тысячелетие до н. э.) // Конференция аспирантов и молодых научных сотрудников Института востоковедения АН СССР. Тезисы докладов. —
М.
: Наука, 1967.
Западные кварталы Лагаша // Вестник древней истории, 1968, № 3 (105). — С. 64—84.
Шумерская поэма «Инанна и дары судьбы бога Энки» // IV сессия по Древнему Востоку Ленинградское Отделение Института народов Азии АН СССР, 5—10 февраля 1968 г. Тезисы докладов. —
М.
: Наука, 1968.
Шумерская поэма «Смерть Гильгамеша» // Конференция аспирантов и молодых научных сотрудников Института востоковедения АН СССР, Апрель 1969. Тезисы докладов. —
М.
: Наука, 1969. — С. 49—51
Шумерская поэма «Наказание витязя Нинурты богом Энки» (события XXVIII — XXVII -вв. до н. э.) // Конференция аспирантов и молодых научных сотрудников Института востоковедения АН СССР, Май 1970. Тезисы докладов. —
М.
: Наука, 1970.
(совместно с Л. И. Акимовой) Веер в древнем мифоритуале // Вещь в контексте культуры: Материалы научной конференции, февраль 1994 г. / Под ред. Т. Н. Дмитриевой, В. А. Хршановского. —
СПб.
: Тип. Санкт-Петербургского Государственного Аграрного Университета, 1994. — 121 с. — С. 104—105.
(совместно с Л. И. Акимовой) О мифоритуальном смысле зонтика // Этруски и Средиземноморье. Язык. Археология. Искусство: Материалы Международного коллоквиума, 9-11 апреля 1990 г. XXIII Випперовские чтения / Под. ред. Л. И. Акимовой. —
М.
: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, 1994. — 319 с. — С. 167—245.
«Открытое» и «закрытое» небо по данным протошумерского архива каменной могилы и шумеро-вавилонским трактатам. Каноническая небесная карта шумеров и вавилонян III—I тыс. до н. э. // Археоастрономия — проблемы становления: тезисы докладов международной конференции, 15—18 октября 1996 г. / Под ред. В. В. Волкова —
М.
: Институт археологии РАН, 1996. — 159 с. — С. 72—74.
(совместно с Л. И. Акимовой)
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка с 11-05-2013 [3901 день])
// Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции 8—10 декабря 1997 г. / Под. ред.
Г. И. Вздорнова
. —
М.
: Тип. Российской академии художеств, 1998. — 295 с. — С. 7—29.
(совместно с Л. И. Акимовой) Древнегреческий трон: балканская специфика // Балканские чтения — 5. Посвящаются Николаю Михайловичу Бахтину. В поисках «балканского» на Балканах: Тезисы и материалы симпозиума / Под. ред. А. А. Плотникова, И. А. Седакова, Т. В. Цивьян. —
М.
: Институт славяноведения РАН, 1999. — 130 с. — С. 23—25. —
ISBN 5-7576-0083-7
Протописьменность палеолита. Древнейшие надписи Каменной Могилы и их западноевропейские аналоги // Особенности развития верхнего палеолита Восточной Европы: Тезисы докладов Международной конференции, посвященной 120-летию открытия палеолита в Костенках, 15—19 ноября 1999 г. / Институт истории материальной культуры РАН. —
СПб.
: Академ Принт, 1999. — 82 с.
Протописьменность палеолита. Древнейшие надписи Каменной Могилы и их западноевропейские аналоги // Сфинкс, или Мифология бытия / 'EPMHNEI’A 3 /. Сборник статей: [памяти Е. В. Мавлеева (1948—1995)] / А. А. Трофимова [и др.]; ред. Л. И. Акимова. —
М.
: Издательский центр «Полет Джонатана», 2012. — 804 с. — С. 57. —
ISBN 978-5-94052-217-1
Прашумеры и прадравиды на берегах Байкала // VII конгресс этнографов и антропологов России (Саранск, 91—4 июля 2007 г.): докл. и выступления. / Редкол.: В. А. Тишков [и др.]; Ассоциация этнографов и антропологов России, РАН; ИЭА им. Н. Н. Миклухо-Маклая; НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. — Саранск: НИИ гуманитарных наук, 2007. — 512 с. — С. 489—490.
(совместно с А. Ф. Назаровой, Н. И. Кикешевым, Т. В. Томашевичем) Биологические и археолого-культурологические доказательства палеоазиатского происхождения европеоидов, северных монголоидов и американских индейцев // VII Конгресс этнографов и антропологов России (Саранск, 9—14 июля 2007 года): докл. и выступления. / Редкол.: В. А. Тишков [и др.]; Ассоциация этнографов и антропологов России, РАН; ИЭА им. Н. Н. Миклухо-Маклая; НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. — Саранск: НИИ гуманитарных наук, 2007. — 512 с.
Статьи
// Палестинский сборник, 1965, вып. 13 (76). — С. 61—83.
Клинопись // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 7 : Каракеев — Кошакер. — Стб. 425—427. — 520 с.
Ларса // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8 : Кошала — Мальта. — 509 с.
Маган // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8 : Кошала — Мальта. — 509 с.
Мелухха // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1966. — Т. 9 : Мальта — Нахимов. — 508 с.
Митанни // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1966. — Т. 9 : Мальта — Нахимов. — 508 с.
Нарамсин // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1966. — Т. 9 : Мальта — Нахимов. — 508 с.
Ниппур // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / Под ред. Е. М. Жукова. —
М.
: Советская энциклопедия, 1967. — Т. 10 : Нахимсон — Пергам . — 534 с.
Основные принципы хронологии шумеров и семитов (IV тысячелетие до н. э.) // Страны Ближнего и Среднего Востока. История. Экономика. —
М.
: Наука, Институт народов Азии АН СССР, 1969. — Т. 2. — 158 с. — С. 34—44.
Ответ на письмо И. М. Дьяконова в редакцию ВДИ // Вестник древней истории, 1970, № 1 (111). — С. 247.
// Техника молодежи, 1974, № 5. — С. 54—57
Золотой шлем царя Мескаламдуга. — Изд. 2-е // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. —
М.
: Молодая гвардия, 1977. — 416 с. — С. 183—188. — (Бригантина).
Золотой шлем царя Мескаламдуга. — Изд. 3-е // Таинственное и загадочное: сборник. —
Мн.
: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1994. — 352 с. — С. 169—174. —
ISBN 5-85700-193-5
Камень, отринутый строителем, станет ли во главу угла? // Техника молодежи, 1974, № 11. — С. 60
Камень, отринутый строителем, станет ли во главу угла? // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. —
М.
: Молодая гвардия, 1977. — 416 с. — С. 232—235. — (Бригантина).
Камень, отринутый строителем, станет ли во главу угла? — Изд. 2-е // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. —
М.
: Молодая гвардия, 1978. — 416 с. — С. 232—235. — (Бригантина).
Камень, отринутый строителем, станет ли во главу угла? — Изд. 3-е // Таинственное и загадочное: сборник. —
Мн.
: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1994. — 352 с. — С. … —
ISBN 5-85700-193-5
Где родилась иберийская табличка? // Техника молодежи, 1976, № 12. — С. 54—55
Ветви одного дерева // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. —
М.
: Молодая гвардия, 1977. — 416 с. — С. 179—182. — (Бригантина).
Ветви одного дерева. — Изд. 2-е // Тайны веков: антология / Сост. Вадим Суханов. —
М.
: Молодая гвардия, 1978. — 416 с. — С. 179—182. — (Бригантина).
Ветви одного дерева. — Изд. 3-е // Таинственное и загадочное: сборник. —
Мн.
: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1994. — 352 с. — С. 165—168. —
ISBN 5-85700-193-5
Шумер и Вавилон // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6-ти томах / Под ред.
М. Ф. Овсянникова
,
Т. В. Любимовой
. Сост.
В. В. Бычков
; Институт философии АН СССР; Сектор эстетики. —
М.
: Искусство, 1985. — Т. 1. Древний мир. Средние века. — 464 с. — С. 77—97.
Геноструктура догреческого и древнегреческого мифа // Образ — смысл в античной культуре: сборник статей / Общ. ред. И. Е. Данилова, Сост. Л. И. Акимова, Ред. В. Д. Хан-Магомедова. —
М.
: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Тип. Внешторгиздата, 1990. — 316 с.: ч/б ил. — С. 9—63.
Предисловие //
Сахаров И. П.
Сказания русского народа: народный календарь. Вып. 1 / Обраб. текста, предисл. А. Г. Кифишина. —
М.
: Советская Россия, 1990. — 173, [1] с.: ил. — (Библиотечка «В помощь клубному работнику»; № 8) (Русская мифология). —
ISBN 100-0-0000-0766-7
(ошибоч.)
(совместно с Л. И. Акимовой) Гермес: мифологический словарь: [Изображения Гермеса в древнем искусстве] // Юный художник. —
М.
, 1995, № 10. — С. 22—25: цв. ил. — ISSN 0205-5791
Шумерські та протошумерські написи Кам’яної Могили. // Український Світ: універсальний ілюстрований журнал. —
К.
, 1995, № 1/3. — С. 9—10. — ISSN 086-3641
Жерці з Чатал-Гуюк на Кам’яній Могилі 6200 р. до н.е. // Український Світ: універсальний ілюстрований журнал. —
К.
, 1996, № 4/6. — С. 6—7. — ISSN 086-3641
Наддніпрянська Україна // Український Світ: універсальний ілюстрований журнал. —
К.
, 1996, № 4/6. — С. 8—10. — ISSN 086-3641
Введение в храм. Опыт реконструкции шумеро-вавилонского мифоритуала // Введение в храм. Сборник статей. / Под ред. Л. И. Акимовой. —
М.
: Языки русской культуры, 1997. — 796 с. — С. 27—49. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0008-4
Хвалебная песнь о построении храма Нингирсу (Цилиндры А-В) Гудеа, 2113 г. до н. э.. Перев. с шумерск. Краткий словарь к переводу // Введение в храм. / 'EPMHNEI’A /. Сборник статей. / Под ред. Л. И. Акимовой. —
М.
: Языки русской культуры, 1997. — 796 с. — С. 681—712. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0008-4
Мы стали старше в десять раз: [О раскопках памятников палеолетической письменности] //
Родина
, 1999, № 6. — С. 22—25. — ISSN 0235-7089
(совместно с Л. И. Акимовой) Введение // Жертвоприношение:. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / 'EPMHNEI’A 2 /. Сборник статей. / Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. —
М.
: Языки русской культуры, 2000. — 536 с.: ил. — С. 7—8. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0080-7
Жертвоприношения ассирийских царей. Структура ритуала // Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / 'EPMHNEI’A 2 /. Сборник статей. / Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. —
М.
: Языки русской культуры, 2000. — 536 с.: ил. — С. 97—122. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0080-7
«Страшный гнев» богов и «исход народа». К реконструкции одного ритуального мифа // Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / 'EPMHNEI’A 2 /. Сборник статей. / Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. —
М.
: Языки русской культуры, 2000. — 536 с.: ил. — С. 147—181. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0080-7
(совместно с Л. И. Акимовой)
от 17 мая 2012 на
Wayback Machine
// Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / 'EPMHNEI’A 2 /. Сборник статей. / Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. —
М.
: Языки русской культуры, 2000. — 536 с.: ил. — С. 199—212. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0080-7
(совместно с
)
от 28 декабря 2011 на
Wayback Machine
// Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / 'EPMHNEI’A 2 /. Сборник статей. / Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. —
М.
: Языки русской культуры, 2000. — 536 с.: ил. — С. 269—277. — (Язык. Семиотика. Культура). —
ISBN 5-7859-0080-7
(совместно с Н. И. Кикешевым) Десять синтоистских святилищ в Прибайкалье // Вестник Международного славянского института, 2005, № 9. — С. 86—94.
Палеоазиатские корни шумеро-вавилонского мифоритуала. К постановке вопроса. // Языки и фольклор народов Севера : материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Е. А. Крейновича (г. Якутск, 8 июня 2006 г.) : сб. науч. ст. — Новосибирск : Наука, 2008. — С. 22—43. — 153, [6] с. —
ISBN 978-5-02-032120-5
Странствие в подземном мире страждущего бога. К реконструкции шумеро-греко-египетского прамифоритуала // Сфинкс, или Мифология бытия / 'EPMHNEI’A 3 /. Сборник статей: [памяти Е. В. Мавлеева (1948—1995)] / А. А. Трофимова [и др.]; ред. Л. И. Акимова. —
М.
: Издательский центр «Полет Джонатана», 2012. — 804 с. — С. 93. —
ISBN 978-5-94052-217-1
Пра-шумерські палеолітичні наскальні храми Завоєли-Урич і «Вінок трав» богині Ішхари : [на території. Косівського району] // Альманах «Духовні корені вічного буття українців» : наук. зб. / [редакційна рада: О. Т. Полівчак та ін.]: НПП «Просвіта-Світовид». — Івано-Франківськ : «Пагорб», 2014. — Вип. 3. — С. 5—12.
Монографии
Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. В 7 томах / Науч. ред. Л. И. Акимова. —
К.
: Аратта, 2001. — Т. 1. — 872 с. —
ISBN 9-6678-6508-8
Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ—ІІІ тыс.до н. э. / Ответ. и науч. ред. Л. И. Акимова. — Дрогобич : «Коло», 2013. — Т. 1. — 872 с. —
ISBN 978-966-7865-08-5
Мифоритуал древности : в 3 т. / Прикарпат. нац. пед. ун-т им. Василия Стефаника, Ин-т истории, этнологии и археологии Карпат, Междунар. Центр реконструкции древ. цивилизаций. — Ивано-Франковск : Прикарпат. нац. ун-т. им. В. Стефаника, 2014. — Т. 1, ч. 2: Дошумерский мифоритуал. — 223 с. — 100 прим. — Бібліогр.: с. 222. —
ISBN 978-966-640-386-8
Примечания
↑
(укр.)
.
Прикарпатський національний університет імені Василя Стефаника
. Дата обращения: 22 августа 2023.
22 августа 2023 года.
↑
, том 1, с. 201.
↑
, том 2, с. 174.
↑
, с. 148.
, с. 148—150.
↑
, том 2, с. 177.
↑
, том 1, с. 230.
.
Етнічні процеси в Україні у кам’яному віці та в палеометалічну епоху
//
(укр.)
. — Київ:
ІА НАНУ
, 2000. — С. 23.
22 августа 2023 года.
Шнирельман В.
(неопр.)
.
polit.ru
(16 февраля 2009). Дата обращения: 22 августа 2023.
22 августа 2023 года.
↑
Емельянов В. В.
// Мир историка : историографический сборник. — Омск, 2017. —
Вып. 11
.
Ирина Ахундова
,
от 17 декабря 2013 на
Wayback Machine
. // Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. — 13 декабря 2012
от 17 декабря 2013 на
Wayback Machine
. // Телеканал «Россия — Культура» онлайн. — 14.12.2012 | 09:55
// Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / 'EPMHNEI’A 2 / : сборник статей / Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. —
М.
: Языки русской культуры, 2000. —
С. 498
. —
ISBN 5-7859-0080-7
.
Балушок В.
(укр.)
// Народна творчість та етнологія. — 2011. —
№ 1
.
13 июля 2017 года.
Гершкович Я. П.
// История археологии: личности и школы: Материалы Международной научной конференции к 160-летию со дня рождения
В. В. Хвойки
(Киев (5—8.10.2010)). —
СПб.
: Нестор-История, 2011. —
С. 105—111
.