Ой, то не вечер
- 1 year ago
- 0
- 0
« Ве́чер у Клэр » — первый роман русского писателя-эмигранта Гайто Газданова , написанный в 1929 году . Критики встретили роман положительно и отмечали влияние Марселя Пруста .
Повествование ведётся от имени молодого русского эмигранта Николая. Большая часть описываемых в романе событий представляют собой его воспоминания. Хотя действия происходят в прошлом, но автор часто возвращает читателя в современность, в мир парижской русской эмиграции.
Повествование во многом автобиографично. При помощи вступительной части автор вводит читателя в основную сюжетную канву .
В романе нет деления на главы, но его можно разделить на события, происходившие до встречи с Клэр, и на воспоминания периода гражданской войны .
Каждый период жизни имеет свой тематический центр:
Часть повествования представляет собой фантазии Николая (например, фантазии о Японии , Борнео , Суматре ).
«Вся жизнь моя была залогом / Свиданья верного с тобой» — этот эпиграф, взятый из письма Татьяны Онегину в романе А. С. Пушкина, относится к любовной интриге Николая и Клэр. Эти слова являются прямым показателем чувственных переживаний героя, которые составляют основную интригу романа. Параллель с чувствами главных героев (чувства Татьяны обречены на провал, как и чувства Николая обречены на печальный исход) .
Николай — главный герой, человек, стремившийся к познаниям, совершенствованию, но в то же время он поглощен воспоминаниями о прошлом, не имея конкретных целей в настоящем. Николай живёт в собственном мире, поглощен своими собственными мыслями, в которых ищет утешение в ответ на потери (смерть отца, сестер). Встреча с Клэр преображает героя. Николай влюбляется в неё. Даже долгая разлука (они не видятся 10 лет) не смогла убить чувства .
В романе ярко заявлена тема Гражданской войны , в которой решается вопрос, на какую сторону нужно перейти: за красных или за белых . Но Николай воюет за белых, так как «они побеждаемые». Все оказывается ненужным, бесплодным. Для героя эта война — познание, стремление ощутить вкус новой, неизвестной для него жизни. Все оказывается бессмысленным, когда жизнь сводится к одним грезам, мечтам и воспоминаниям.
Н. Оцуп замечает, что большое влияние на Газданова оказал Пруст . Он полагал, что у писателя, как и у Пруста, главное место занимает душа автора, его память о прошлом представляет результат событий настоящего.
М. Осоргин был другом и коллегой Газданова и написал рецензию в газете « Последние новости ». Он писал, что книга не автобиографична, утверждая также, что Газданов оказался под влиянием Пруста, хотя это и не аргумент, чтобы называть автора неоригинальным.
Г. Адамович считает, что автор был под влиянием не только Пруста, но и Бунина . Он старается показать жизнь такой, какая она есть, не прибегая к вымыслу.
С критической точки зрения подходит к рассмотрению романа Герман Хохлов и отмечает отсутствие стройной композиции, дискретность повествования, а также, что концовка романа утверждает неустойчивость и случайность архитектоники .
М. Слоним обнаружил отличие в манере письма от Пруста. Он писал о случайности ассоциаций в смене образов.
Зарубежные русские критики, обсуждая эмигрантскую литературу, ставили в один ряд Газданова и В. Набокова (писавшего под псевдонимом В. Сирин ). Они утверждали, что Сирин будет новым Львом Толстым , а Газданов — Достоевским . В. Вейдле , уже в статье 1930 года, сопоставляя Газданова и Набокова , пишет: «Газданов — писатель очень талантливый и, несмотря на относительную незрелость его книги, непосредственного своеобразия в ней не меньше, а скорее больше, чем у Сирина» .