Interested Article - Русские американцы

Русские американцы ( англ. Russian American ) — русскоязычные граждане или постоянные жители Соединённых Штатов Америки , которые являются либо этническими русскими , либо гражданами России, либо иммигрантами или потомками иммигрантов из России или других стран бывшего СССР или бывшей Российской империи.

Словосочетание «русский американец» сами американцы не используют почти никогда, и часто называют выходцев из СССР просто «русскими» — «Russian». Так как американцы восточнославянского происхождения появились давно, их корни следует искать в истории Российской империи , СССР и современных постсоветских стран (в первую очередь Украины , России и Белоруссии ). Следует учитывать, что не всегда этническая идентификация и родной язык русских американцев совпадают с этническим происхождением в силу межэтнического смешения и процессов ассимиляции , миграции и т. д.

Статистика

По данным на 2008 год, о своём русском происхождении заявило примерно 3 миллиона американцев . Как показала перепись населения 2000 года , 706 тыс. американцев указали русский язык в качестве родного. Русский язык занял седьмое место по распространённости в США . По оценкам экспертов, в 1990 году этнических русских в США было 750 тыс. . По данным переписи 2010 г., русский язык был языком повседневного общения для 905 тыс. жителей США (т.е. около 0,3% населения страны). Число русскоязычных в США росло неравномерно; особенно быстро оно увеличилось после распада СССР в 1990-е. Оценочно, включая нелегальных иммигрантов, на сегодняшний день в США находятся порядка 2,7 миллионов русскоязычных . Часть русских иммигрантов, особенно тех, кто прибыл из Российской империи, и их потомки русским языком практически не владеют. [ источник не указан 1182 дня ]

На 2020 г. в США примерно 1,4 млн русских ~1% от населения России. . По подсчётам в США ~4,5-5млн русскоговорящих.

Выходцы из России и СССР расселяются, преимущественно, в Средней Атлантике , Южной Атлантике, на Юго-Востоке Центральных штатов, в Новой Англии и на Северо-Западе . [ источник не указан 1182 дня ]

В штате Нью-Йорк живёт больше русскоговорящих, чем в других штатах. [ источник не указан 1182 дня ]

Волны иммиграции

Русский иммигрантский дом, 347 E 14th St, Нью-Йорк , 1910—1915
Русскоговорящие банкиры в Чикаго , 1916

Волны иммиграции в США из Российской империи, СССР и Российской Федерации и других стран, входивших в состав СССР (в первую очередь, Украины, Беларуси, Грузии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана) в США всегда носили своеобразный характер, отличный от британской (массово-переселенческой) или мексиканской (трудовой). Значительную часть прибывших во все времена составляли люди, искавшие жизни, более свободной от религиозных, политических, экономических и других ограничений в Российской империи , СССР и современных России, Украины, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и т.д.. Различают несколько условных волн русской иммиграции в США. Впрочем, если первые две волны имеют достаточно четкое историческое разделение, то начиная с третьей однозначно определить, когда прекращалась одна волна и начиналась другая, достаточно сложно.

  • Первая волна была связана с российским освоением Америки в XVIII XIX веках и была представлена малочисленными русскими первопроходцами, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана .
  • Вторая волна проходила в конце XIX — начале XX веков , и была представлена прежде всего евреями из Российской империи . В числе выдающихся представителей этой волны — Ирвинг Берлин , Шолом-Алейхем .
  • Третья волна была представлена эмигрантами, бежавшими из России после Октябрьской революции 1917 года . В числе выдающихся представителей этой волны — Игорь Сикорский , Владимир Зворыкин , Борис Бахметьев .
  • Четвёртая — небольшая волна — состояла из политэмигрантов из СССР с момента окончания Второй мировой войны до начала 1970-х. Яркий представители указанной волны — Иван Елагин .
  • Пятая — и первая массовая во времена СССР — волна приходится на период с 1971 года до начала Перестройки. В указанный период евреи из СССР получили от советских властей разрешение на воссоединение со своими родственниками в Израиле. Однако многие из тех, кто покидал Союз по израильской визе, оказываясь за границей предпочитали переезд в США, которые в то время также открыли двери для советских еврейских иммигрантов на основе поправки Джексона-Веника. Эта волна была особо богата на знаменитых спортсменов, артистов, художников, музыкантов, писателей и журналистов. В их числе — Михаил Барышников , Михаил Шуфутинский, Михаил Гулько, Иосиф Бродский , Наум Коржавин , Эдуард Лимонов , Сергей Довлатов , Павел Литвинов , Александр Солженицын , Савелий Крамаров , Илья Баскин , Лев Халиф, Константин Кузьминский и др. Также пятая волна иммиграции положила начало массовому распространению в Нью-Йорке легендарной русской мафии, присутствовавшей в актуальной повестке жизни города вплоть до 2010-х годов. Именно в эту волну сформировался в нынешнем виде знаменитый русский район Брайтон Бич на южной окраине Бруклина. Данной волне иммиграции был посвящен американский документальный фильм The Russians Are Here («Русские здесь»), вышедший в 1982 году на телеканале PBS. Несколькими годами позже этот фильм был показан на советском телевидении в рамках программы «Камера смотрит в мир» . Кроме того, жизни русскоязычного населения Америки, сформировавшемся в этот период посвящены два художественных фильма: « Москва на Гудзоне » (США, 1984, реж. Пол Мазурски) и « На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (Россия, 1992, реж. Леонид Гайдай).
  • Шестая — и самая многочисленная — волна была связана с падением железного занавеса в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда в США начали массово приезжать не только евреи, но и представители любых национальностей, рас и религий, живших в СССР. Отличие иммиграции образца конца 80-х и 90-х годов в практически полном отсутствии идеологической составляющей. Впервые для русскоязычных людей переезд в Америку стал ассоциироваться почти исключительно с баснословными (по сравнению с их родиной) финансовыми перспективами. В числе известных представителей этой волны — Александр Болонкин, Алексей Мурженко, Владимир Альбрехт , Зенон Позняк. Жизнь русских американцев в период шестой волны русской эмиграции в США фрагментарно показана в фильме «Брат 2» (Россия, 2000, реж. Алексей Балабанов).
  • Седьмая волна эмиграции происходит в настоящее время и стартовой точкой отсчета этой волны по разным оценкам называются 2012, 2014 и 2022 года. Отличительная особенность этой волны — массовое смешение как реальных политических эмигрантов (в том числе политических беженцев), так и экономических эмигрантов, массово уезжающих в США в поисках лучшей жизни. При этом для седьмой волны характерно беспрецедентно огромное количество русскоязычных эмигрантов, попадающих в США без визы, через мексиканско-американскую границу, чаще всего, через город Тихуана . Почти все, кто осуществляет свой проход в США через Мексику, заявляют прошение о предоставлении политического убежища, однако в действительности среди таких людей очень редко встречаются реальные и сколько-нибудь известные русскоязычные политики, журналисты или оппозиционные активисты, в связи с чем заявление о политическом убежище в действительности стало лишь формальным основанием для попадания и дальнейшей легализации в . В настоящее время на смену нелегальному проезду приходит возможность запросить политубежище (asylum) в США через специальное государственное приложение CBP , фактически выполняющее роль «визы убежища». На период текущей волны русской эмиграции в США (представленной в основном приезжими из России, Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана и Грузии) приходится один из самых тяжелых периодов взаимоотношений между Россией и США: впервые в постсоветской истории США и другие западные страны наложили на Россию (и частично на некоторые другие государства бывшего СССР) экономические и политические санкции, вызванные усиленным ростом политических преследований внутри России, а также аннексией Россией украинских территорий и полномасштабной войной на территории Украины, начавшейся 24 февраля 2022 года. В числе ярких представителей настоящей волны — Гарри Каспаров .

Далеко не все «русские американцы» являются русскими этнически или считают себя таковыми в полной мере. Зачастую, под «русскими» в США понимаются эмигранты из Восточной Европы или стран бывшего СССР в целом.

С 1820 года по 1917 год из Российской империи в США прибыло не менее 3.3 млн иммигрантов, но по своему этническому происхождению русских среди них было немного. В первое десятилетие XX века, на которое пришелся приток почти половины из них (1.6 млн.), около 44 % составляли евреи, 27 % — поляки , более 9 % — литовцы , более 8 % — финны , около 6 % — немцы и лишь около 5 % — русские. В данных переписей населения США 1910, 1920 и 1930 годов категория «русские» включала не только великороссов , белорусов и малороссов , но и считавших своим родным языком русский российских евреев, прибалтов, а также карпаторусов из Галиции .

Одной из самых массовых волн иммиграции принято считать вторую, происходившую в 1880-х — 1920-х годах. Большинство прибывших в этот период составляли евреи или те, кто по разным причинам так себя позиционировал. Всего, за период 1880—1914 годы, в США эмигрировали 1 млн. 557 тыс. российских евреев .

Тем не менее, далеко не все эмигранты, относившие себя к русским евреям, являлись ими этнически. В первую очередь, это связано с тем, что евреями в Российской империи, как и в большинстве стран Европы, называли не только этнических евреев, но и всех иудеев по вероисповеданию (например, потомков племён, входивших в Хазарский каганат , а также субботников , караимов и др.), лояльных к ним граждан, работавших на них рабочих и крестьян, многие из которых перенимали фамилии и культуру своих работодателей, фамилии деревенских старост, лидеров общин или приглашенных раввинов. Известный филолог и исследователь происхождения восточнославянских евреев отмечал, что многие русские евреи фактически происходят из славянских, кавказских и тюркских племён Хазарии, что объясняет различия в этнических генотипе групп, считающих себя евреями , например, ашкеназов , субботников , караимов и др. Во-вторых, многие жители Российской империи, а позже — СССР и России, эмигрировавшие в США, намеренно меняли имена и фамилии на распространенные среди евреев, чтобы воспользоваться преференциями иудейских диаспор, занять более высокое положение в обществе или скрыть славянское имя и фамилию во время холодной войны . Помимо этого, некоторые из русскоязычных эмигрантов последней волны в США выдавали себя за «еврейских беженцев», что делало проще легализацию постоянного проживания в стране и получение гражданства, в соответствии с действовавшей в США, с 1989 года по 2011-й годы, поправкой Лаутенберга , по которой евреям из бывшего СССР (а также ряду других религиозных меньшинств, включая баптистов и пятидесятников) давали статус беженца автоматически, чем многие эмигранты, независимо от их реального этнического происхождения, активно воспользовались .

Этнические евреи в Российской империи значительно отличались от евреев СССР и современной России. Большинство из них тогда проживало в западных российских губерниях ( Польша , Украина , Белоруссия , Прибалтика ), довольно компактно, концентрируясь в еврейских районах и поселениях, где они не являлись меньшинством, составляя иногда до половины населения города . В таких условиях евреи слабо владели русским языком (особенно, ввиду отсутствия телевидения и массового образования), говоря в основном на идише , а также на местных языках и диалектах, сохраняли свою религию ( иудаизм ) и культуру (характерную одежду, причёски и т. д.) По прибытии в США, такие группы евреев быстро забывали о своём формально российском происхождении и переходили во втором поколении на английский язык , продолжая сохранять собственную религию и культуру.

Многие эмигранты из Российской империи, СССР и стран СНГ меняли или сокращали свои имена и фамилии, чтобы слиться с американцами и избежать излишних подозрений (например, в разгар холодной войны). Так, в разное время, Мироновы становились Мирренами ( Хелен Миррен ) или Мирами ( Фрэнк Мир ), Агронские — Агронами ( Дианна Агрон ), Сигаловичи — Сигалами ( Стивен Сигал ), Факторовичи — Факторами ( Макс Фактор ), Куницины — Кунисами ( Мила Кунис ), Спиваковы — Ковами и т. д. Но не всегда фамилии искажались намеренно, иногда искажения являлись следствием ошибок в написании и произношении непривычной для американцев фонетики, так «Маслов» стал «Маслоу» ( Абрахам Маслоу ), Бинёвы превратились в Бениофф ( Дэвид Бениофф ), Левины — в Левайнов и Ливайнов.

Лишь около 65 000 из 3 миллионов иммигрантов в Соединённые Штаты из Российской империи между 1870 и 1915 открыто называли себя этническими русскими . Значительная часть американцев, которые ныне указывают русское происхождение, являются потомками выходцев из Австро-Венгерской империи , карпато-русин из Галиции . Значительное число галицких русин перешли из католицизма в православие и ныне образуют основу Русской православной церкви в Америке .

Иммигранты из России в начале XX века имели, как правило, левые политические взгляды и были активны в профсоюзном движении . Эта ассоциация россиян с политическим радикализмом впоследствии усилила предрассудки в отношении мигрантов . После Октябрьской революции , во время «красной паники» 1919—1920 годов , антироссийская ксенофобия стала основываться также на угрозе распространения революции . Страх перед политическим радикализмом способствовал введению квот на иммиграцию на основе этнического состава населения США в 1890 (то есть до значительной иммиграции из России) . Эти квоты действовали с 1921 по 1965 г.

В начале XXI выходцы из России стали принимать более активное участие в американской политике, по крайней мере на уровне муниципалитетов и штатов. Двое иммигрантов из России были избраны в Законодательное собрание штата Нью-Йорк Алек Брук-Красный (депутат Ассамблеи штата Нью-Йорк от Демократической партии с 2006 по 2015 год) и en ( сенатор штата от Республиканской партии в течение нескольких месяцев 2012 года).

В конце XX века русскоговорящие иммигранты искали необходимую информацию через рекламные объявления в русских газетах в США или через знакомых. В начале XXI века произошло стремительное развитие интернета, что, в свою очередь, стало толчком для появления онлайн-сервисов, досок объявлений, групп в социальных сетях и форумов. Соответственно, перед иммигрантами появились новые, эффективные и безопасные способы решения насущных вопросов в стране. Среди русскоязычных онлайн-сервисов выделяют BAZAR.club и rusrek.com. Это большие интернет-платформы, которые включают в себя доску объявлений о вакансиях, каталог бизнесов, афишу и информативный блог.

В 22-23 годах произошла новая волна миграции связанная с Военными действиями в Украине, преоимущественно, через Мексиканскую границу.


В настоящее в США работают два русскоязыxных телеканала: RTVI и RTN. Также в США работают несколько русскоязычных радиостанций, самые известные из которых «Русская Реклама» и Freedom FM.

Основные организации иммигрантов из России в США

  • Фонд Андрея Сахарова
  • Институт современной России

См. также

Литература

  • Алексеев А. И. Судьба Русской Америки. — Магадан: Магадан. кн. изд-во, 1975. — 326 с. — (Дальневосточная историческая библиотека). — 15 000 экз.
  • Алексеева Е. В. Русская Америка. Американская России? — Екатеринбург: УО РАН, 1998. — 255 с.
  • Букетов Ф. Американская Русь. — Нью-Йорк, 1922. — 79 с.
  • Бушков А. Русская Америка: слава и позор. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 576 с.
  • Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия) — СПб., 1900. — 292 с.
  • Вильчур М. Е. Русские в Америке. — Нью-Йорк: Первое русское издательство в Америке, 1918. — 157 с.
  • Владимиров М. М. Русский среди американцев. Личные впечатления русского как токаря, чернорабочего, плотника и путешественника… — СПб.: Общественная польза, 1977. — 337 с.
  • Воблый К. Г. Заатлантическая эмиграция, её причины и следствия. Опыт статистико-экономического исследования. — Варшава, 1904. — 195 с.
  • Дорофеев Б. Я. Русские в Новом Свете. — М., 2005. — 184 с.
  • Коханик П. Ю. , протопресвитер. Начало истории Американской Руси. — Коннектикут: издатель Петр Гардый, 1970
  • Курчевский В. О русской эмиграции в Америку. — Либава, 1914. — 47 с.
  • Лебедев Л. А. «Колумбы Росские». Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII—XIX вв.). — М.: «Русский Хронограф», 2003. — 192 с.
  • Лебедев М., протоиерей. Разруха в Русской Православной Церкви в Америке. — Белград.: Типография «Joвановиh» — 1929. — 318 с.
  • Новоселов П. М. Об эмиграции в Америку. — Полтава, 1912. − 19 с.
  • Огородников П. И. В стране свободы: В 2 т. — 2-е, значит. доп. и передел. изд. кн. "От Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно в Россию. — СПб.: Эмиль Гартье, 1882. — Т. 1. — 361 с; Т. 2. — 257 с.
  • Окунцов И. К. Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. — Буэнос-Айрес: Сеятель, 1967. — 423 с.
  • Петров В. Русские в истории Америки. — М.: Наука, 1991. — 176 с.
  • Попов А. В. Капитан Деменс. Как русский офицер основал во Флориде город Санкт-Петербург // Союзное Вече. — 2008. — № 15 (203). — С. 7
  • Попов А. В. Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви // Международные Макарьевские чтения, посвященные 210-летию со дня рождения основателя Алтайской духовной Миссии Св. Макария. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2002. — С. 82-89
  • Ручкин А. Б. Русская диаспора в Соединённых штатах Америки в первой половине XX века / Московский гуманитарный университет, Национальный институт бизнеса. — М.: Изд. Национального института бизнеса, 2006. — 464 с.
  • Ручкин А. Б. Русская диаспора в Соединённых Штатах Америки в первой половине XX века. Материалы к спецкурсу / Московский гуманитарный университет. — М.: Социум. — 2000. — 57 с.
  • Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии (конец XVIII века — 1876 г.). — М.: Наука 1971. — 269 с.
  • Широков С. священник. 200 лет Православия в Америке. Валаамский монастырь и Американская Православная Миссия. История и духовные связи. — М.: Храм Святой Троицы у Покровских ворот, 1996. — 176 с.
  • Щербатский А. И. Русская эмиграция в Соединённые Штаты. — Пг.: Типография Киршбаума, 1915. — 32 с.

Примечания

  1. . U.S. Census American Community Survey (2008). Дата обращения: 27 октября 2009. Архивировано из 29 февраля 2012 года.
  2. . (2007). Дата обращения: 23 апреля 2007. 29 февраля 2012 года.
  3. . U.S. Census (2000). Дата обращения: 9 мая 2008. 29 февраля 2012 года.
  4. . Faculty of Arts and Sciences, Harvard University. Дата обращения: 9 мая 2008. 29 февраля 2012 года.
  5. Camille Ryan. (англ.) . U.S.Census (2013). Дата обращения: 4 октября 2021. 8 сентября 2019 года.
  6. . Дата обращения: 4 мая 2022. 18 августа 2022 года.
  7. . Дата обращения: 4 мая 2022. 10 мая 2022 года.
  8. . Дата обращения: 26 июня 2021. 26 июня 2021 года.
  9. Будницкий, Олег Витальевич. . Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Дата обращения: 2 января 2010. Архивировано из 20 августа 2011 года.
  10. el_finik. . Эли Финберг (9 июня 2010). Дата обращения: 10 февраля 2019. 11 апреля 2021 года.
  11. שלמה גולדמן. // Journal of Jewish Education. — 1994-10. — Т. 61 , вып. 2 . — С. 24–28 . — ISSN . — doi : .
  12. Шломо Занд. Кто и как изобрёл еврейский народ. — Реслинг. — Тель-Авив, 2008.
  13. Игорь РОТАРЬ | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (2 октября 2016). Дата обращения: 11 февраля 2019. 12 февраля 2019 года.
  14. КЕЭ
  15. Encyclopedia of American Emigration. Edited by Carl L. Bankston III. Tulane University Salem Press. 2010, ISBN 978-1-58765-599-9 . P. 910.
  16. Bazar | Сайт «Bazar.club». . Дата обращения: 15 февраля 2022. 15 февраля 2022 года.
Источник —

Same as Русские американцы