Депортес Пуэрто-Монт
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер Монтё ( фр. Pierre Monteux ; 4 апреля 1875 , Париж ― 1 июля 1964 , , штат Мэн , США ) ― французский и американский дирижёр .
В шесть лет начал обучаться игре на скрипке , в девять поступил в Парижскую консерваторию , где учился по классам скрипки (у Жана Пьера Морена и Анри Бертелье ), гармонии (у Лавиньяка ) и контрапункта (у Леневё ). В 1896 Монтё окончил консерваторию, поделив первую премию с Жаком Тибо . В двенадцать лет дирижировал оркестром , сопровождавшим концерты Альфреда Корто в Париже, а в пятнадцать был принят в группу альтов в оркестр Опера-Комик и в оркестр Колонна , где он в 1894 году стал помощником главного дирижёра и хормейстером. В том же году Монтё стал альтистом квартета Джелозо и работал в этом коллективе до 1911 года (в частности, принимал участие в исполнении одного из струнных квартетов Брамса в присутствии самого композитора). Дирижёрская карьера Монтё продолжилась в 1908 с оркестром казино в городе Дьеп , а в сезоне 1913/14 года ― в Парижской опере. В 1911 году Монтё был приглашён Сергеем Дягилевым в качестве дирижёра Русских балетов , и под его управлением в течение ближайших трёх лет состоялись премьеры « Петрушки » и « Весны священной » Стравинского , «Дафниса и Хлои» Равеля и других балетов, оперы-балета « Золотой петушок ». Блестящая интерпретация этих сочинений позволила Монтё сблизиться с Дебюсси , Равелем, Стравинским и другими современными композиторами. В дальнейшем Монтё стал активно пропагандировать их сочинения, исполняя их в своих концертах. Стравинский неоднократно высоко отзывался о профессиональной тщательности, с которой Монтё готовил исполнение его партитур. В «Хронике моей жизни» композитор отмечал: «Прекрасно зная своё дело и людей, с которыми ему приходилось работать, он умел ладить со своими музыкантами — вещь очень полезная для дирижера».
В 1916 году Монтё уехал в США, где в 1917―1919 годах дирижировал в Метрополитен-опера , в основном, французским репертуаром, но также и другими произведениями, в частности, американской премьерой « Золотого петушка » Римского-Корсакова . Переехав в 1920 году в Бостон , он возглавил местный симфонический оркестр и познакомил публику с сочинениями Дебюсси, Шоссона , Мийо , Блисса , , де Фальи , Малипьеро , Шрекера , Шимановского и многих других композиторов. В 1924 году Монтё вернулся в Европу и стал вторым дирижёром оркестра Концертгебау (вместе с Виллемом Менгельбергом ), и в течение ближайших десяти лет работал с ним. С 1929 по 1938 год он также руководил основанным им Симфоническим оркестром Парижа, с которым дал ряд мировых премьер (например, Третьей симфонии Прокофьева ). Стремясь помочь молодым музыкантам, в 1932 году Монтё основал в Париже школу дирижёров, затем перенеся её в Ханкок (там среди его учеников были , Невилл Марринер , Лорин Маазель , Андре Превин ). В 1936 году он вновь уехал в США и до 1952 года дирижировал симфоническим оркестром Сан-Франциско , подняв мастерство этого коллектива до мирового уровня. В 1942 году Монтё принял американское гражданство.
С 1951 года Монтё выступал как приглашённый дирижёр с Бостонским симфоническим оркестром, в 1953―1956 годах ― в Метрополитен Опера. В это время он сделал ряд записей, но сам предпочитал живое исполнение в зале. Музыкант огромной творческой активности, Монтё работал до преклонного возраста: в 1961 году , в возрасте 86 лет, он подписал контракт с Лондонским симфоническим оркестром на двадцать пять лет с возможностью продления. За оставшиеся три года жизни Монтё сделал с этим оркестром записи «Ромео и Джульетты» Берлиоза , Второй симфонии Брамса , Седьмой симфонии Дворжака , « Энигма-вариации » Элгара и сочинений Дебюсси и Равеля.
Его сын (фр. Claude Monteux, 1920—2013) — американский флейтист, хормейстер, дирижёр и педагог.
Дирижёрская техника Монтё основывалась на экономных, компактных движениях рук, с помощью которых он добивался от оркестра идеальной текстуры звучания, ритмической силы и качественного звука. Присущие ему темперамент, чувство стиля и мастерство организации ансамбля проявились в его интерпретациях французских романтиков и импрессионистов, немецкой и русской музыки XIX—XX вв .
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис ( Великобритания ), Валерий Гергиев ( Россия ), Густаво Дудамель ( Венесуэла ), Марис Янсонс ( Латвия ), Пьер Монтё занял шестнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён .
Музыкальный критик Норман Лебрехт включил запись балета Мориса Равеля « Дафнис и Хлоя », осуществлённую Лондонским симфоническим оркестром под управлением Пьера Монтё в апреле 1959 года на фирме Decca Records , в число «100 главных вех в истории грамзамписи» (в своей книге «Маэстро, шедевры и безумие») .