Interested Article - Кинетограф

«Кинетограф» в музее Уэст-Оранджа, Нью-Джерси . Первый вариант с горизонтальным ходом 19-мм киноплёнки и круглым кадром

Кинето́граф (от греческого «кинетос» — движущийся и «графо» — писать) — аппарат для записи движущегося изображения на киноплёнку . Создан в 1889 1891 годах конструкторской группой под руководством Уильяма Диксона в лаборатории Эдисона .

История создания

Плёнка с фильмом « Шалости », снятая барабанным прототипом «Кинетографа»

На создание устройства Эдисона вдохновили опыты Эдварда Мэйбриджа по хронофотографии , в 1879 году ставшие основой для зупраксископа . Последний демонстрировался Мэйбриджем 25 февраля 1888 года во время очередной лекции в городе Орандж, штат Нью-Джерси . Лаборатории Эдисона располагались неподалёку, и он вместе с помощником Уильямом Диксоном прослушал лекцию, которая произвела на него впечатление. Через два дня Мэйбридж посетил Эдисона в Уэст-Орандже и предложил объединить зупраксископ с фонографом в общее устройство. Достигнутая предварительная договорённость не была реализована, но вскоре Эдисон подал собственную патентную заявку на «оптический фонограф», работающий по аналогичному принципу.

Исследования проходили в одной из лабораторий, получившей неофициальное название «Комната №5» . Группа помощников Эдисона во главе с Диксоном попыталась записывать изображение при помощи мокрого коллодионного фотопроцесса на эмульсию, нанесённую на барабан, аналогичный восковому валику фонографа. Конструктивно аппарат почти не отличался от фонографа, в котором рупор с иглой заменили объективом, прочерчивающим спиральную световую дорожку на эмульсии. Дорожка должна была состоять из кадриков шириной 1/32 дюйма (около 0,8 миллиметра ), а полученное на барабане изображение рассматриваться через микроскоп . Опыт оказался неудачным, поскольку барабан вращался непрерывно, смазывая изображение. Вторая версия устройства с увеличенным до 1/8 дюйма изображением на сухой желатиносеребряной эмульсии предусматривала прерывистое вращение барабана, останавливающегося на время экспозиции . Однако, зернистость фотоэмульсий тех лет была так велика, что делала изображение практически непригодным. В 1889 году для опытов стали использовать листы целлулоидной фотоплёнки , только что разработанной Джоном Карботтом, которые накручивали на барабан устройства. На такой носитель был снят первый в США кинофильм « Шалости », дата создания которого точно неизвестна.

Исследования приняли другое направление после посещения Эдисоном Парижской Всемирной выставки в 1889 году и его встречи с Жюлем Марэ , экспонировавшим там же свою «хронофотографическую камеру» с гибкой светочувствительной лентой . Камера была разработана после не слишком удачного «Фоторужья» с вращающейся фотопластинкой , и снимала с частотой до 12 кадров в секунду . По возвращении Эдисон подал следующую патентную заявку на аппарат со светочувствительной бумажной лентой. Совершить прорыв помогло появление в 1889 году рулонной фотоплёнки , выпущенной Джорджем Истменом для своих фотоаппаратов Kodak . Полученная из неё перфорированная киноплёнка могла транспортироваться с более высокой точностью, чем у Марэ за счёт использования зубчатых барабанов . На тот момент перфорация уже использовалась Эмилем Рейно в «оптическом театре», который Эдисон видел на той же выставке, как и «электротахископ» Оттомара Аншютца . Последнее устройство дало Эдисону важный принцип, использованный им при разработке «Кинетоскопа», необходимого для демонстрации отснятых фильмов.

Импульсное освещение «электротахископа» трансформировалось в узкую щель вращающегося обтюратора , «замораживающего» изображение отдельных кадриков на непрерывно движущейся киноплёнке. В начале 1891 года Диксон с новым ассистентом Уильямом Хейзом собрали работоспособный «Кинетограф», снимавший на перфорированную киноплёнку. 20 мая состоялась первая публичная демонстрация отснятых фильмов, среди которых был ролик, позднее получивший название « Приветствие Диксона » . В феврале 1894 года для киносъёмок был построен специальный павильон , получивший негласное название « Чёрная Мария » из-за внешнего сходства с тюремной каретой . 31 августа 1897 года Эдисону был выдан патент за номером 589,168 на «Кинетографическую камеру» .

Принцип действия

Сотрудник лаборатории Эдисона Чарльз Кэйзер с кинетографом

Первый работоспособный вариант аппарата использовал расположенную горизонтально киноплёнку шириной 19-мм с одним рядом перфорации, расположенным по центру между кадрами. Зубчатый барабан с приводом от электродвигателя непрерывно перемещал её мимо объектива , который строил кадр круглой формы. Свет прерывался дисковым обтюратором с круглыми отверстиями, выполнявшими роль фотозатвора . В результате на полученных фотографиях фиксировались отдельные фазы движения.

Второй вариант устройства, завершённый в 1893 году, был рассчитан уже на вертикальный ход киноплёнки с прямоугольным кадром и двухсторонней перфорацией. Ширина носителя, форма перфорации , размеры и шаг кадра, выбранные Эдисоном для последнего варианта кинетографа, с незначительными изменениями используются в 35-мм киноплёнке до сегодняшнего дня. Выбранное соотношение сторон кадра 4:3 было наиболее распространённым в фотографии тех лет, и считалось оптимальным . При ширине, равной промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) и таком соотношении, высота составила 3/4 дюйма, определив современный шаг кадра 19 мм . Таким образом, размер кадра кинетографа составлял 19×25 мм. Позднее братьями Люмьер , использовавшими этот же формат для « Синематографа », был введён межкадровый промежуток, предотвращающий наползание соседних изображений, и полученный размер 18×24 мм стал общемировым стандартом немого кино .

Отсутствие какого-либо общепринятого теоретического обоснования обусловило выбор частоты киносъёмки , составлявшей 46 кадров в секунду . В последующих фильмах частота варьировалась от 30 до 40 кадров в секунду, в зависимости от длительности сюжета, поскольку длина киноплёнки была ограничена особенностями лентопротяжного механизма, в котором отсутствовала изобретённая позднее петля Латама . Непрерывное движение киноплёнки, в том числе в момент экспозиции , требовало короткой выдержки , чтобы свести смазывание изображения к минимуму . Поэтому, последняя версия кинетографа 1893 года всё же предусматривала прерывистое перемещение киноплёнки при помощи анкерного механизма , установленного в приводе зубчатого барабана . Однако, всего через два года эта конструкция оказалась устаревшей, и была вытеснена более пригодными для кинотехники скачковыми механизмами : грейфером и мальтийским крестом .

Диксон делал попытки приспособить кинетограф для проекции, но получить достаточно яркого изображения не удавалось из-за слишком узких отверстий в обтюраторе, пропускавших ничтожную часть света. В результате, просмотр полученных фильмов компания Эдисона организовывала только при помощи кинетоскопа, быстро вытесненного с рынка синематографом, дававшим качественную проекцию.

«Кинетограф» и «Синематограф»

Сразу же после первых известий об успехе кинетографа и кинетоскопа изобретатели всего мира начали предпринимать усилия по усовершенствованию американской технологии, обладавшей целым рядом недостатков. Одна из таких попыток завершилась созданием французскими конструкторами братьями Люмьер более успешного устройства под названием « Синематограф ». В аппарате Люмьеров использовалось прерывистое перемещение киноплёнки, известное задолго до Эдисона в камерах Фриз-Грина и Лепренса . Французским « ноу-хау » стал сконструированный на основе технических принципов швейной машины грейферный механизм , который обеспечивал продолжительное стояние киноплёнки в кадровом окне и резкое изображение при более длинных выдержках . Кроме того, по сравнению со стационарным кинетографом с электроприводом, пригодным только для работы в студии, синематограф был портативным, и позволял вести съёмку в любом месте, благодаря ручному приводу. В результате жанровые сюжеты французских кинороликов, показывающих повседневную жизнь, выгодно отличались от фильмов кинетографа, снятых в студии на чёрном фоне. В течение всего нескольких лет синематограф завоевал мировой рынок, потеснив разработку Эдисона.

См. также

Примечания

  1. Иван Васильев. . Аналитика . 3D News (16 января 2009). Дата обращения: 13 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
  2. , с. 256.
  3. , с. 77.
  4. . История фотографии . Printservice. Дата обращения: 2 ноября 2014. 7 октября 2014 года.
  5. Thomas A. Edison. (англ.) . US 589168 A . United States Patent (24 августа 1891). Дата обращения: 6 апреля 2015. 11 марта 2015 года.
  6. , с. 7.
  7. , с. 109.
  8. Thomas A. Edison. (англ.) . Patent No. 589,168 . United States Patent Office (31 августа 1897). Дата обращения: 6 апреля 2015. 30 августа 2018 года.
  9. , с. 119.
  10. , с. 182.
  11. , с. 347.
  12. , с. 374.
  13. Леонид Коновалов. . Кинофотопроцессы . Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения: 19 мая 2012. 24 апреля 2012 года.
  14. , с. 9.

Литература

  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Голдовский , Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство , 1971. — С. 176—196. — 220 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 8—10.
  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М.,: «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб. : Machina, 2008. — С. 243—258. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0 .
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 5—18. — 214 с.
  • « Scientific American » (выпуск от 20 июня 1891 года )
Источник —

Same as Кинетограф