Манчестерская ратуша
- 1 year ago
- 0
- 0
Историческая ратуша Мюнстера ( нем. Historisches Rathaus Münster ) — здание городского управления города Мюнстер ( федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия ). Наряду с собором Святого Павла ратуша является одним из самых значительныx памятников архитектуры исторического центра города Мюнстер и его символом. Своей наибольшей известности ратуша достигла в 1648 году , когда в ней был заключен Вестфальский мир , поставившего точку в Тридцатилетней войне , а Нидерланды были признаны независимым государством.
Так как во время Мюнстерской коммуны в 1534 — 1535 годах все документы городского архива были уничтожены, то вся информация вплоть до 1530-х годов основывается на документах, которые сохранялись вне города. Поэтому датировка большинства городских событий до этого времени достаточно проблематична.
В 1170 году Мюнстер получил городские права . Соответственно появилась необходимость в строительстве здания, в котором бы смогли разместиться органы магистрата и городского суда. Первоначально сооружается фахверковое здание между собором Святого Павла и улицей Принципальмаркт . Уже к 1200 году магистрат переезжает в новое массивное каменное здание, имеющее размер 14,50 м×18 м.
Это здание было построено непосредственно на визуальной линии «Собор Святого Павла — Епископский дворец», что можно было рассматривать как притязание граждан Мюнстера на самоуправление . Сам же епископ расценивал это как провокацию, так как ратуша перекрывала ему обзор из дворца на собор.
В начале XIV века строится новое здание ратуши уже непосредственно на Принципальмаркт. Вероятно, магистрат переехал в это здание в 1320 году . К концу XIV век, вероятно, в 1395 году , к ратуше пристраивается выступающий на Принципальмаркт 4-метровый ризалит .
В 1576 — 1577 годах перестраивается крыша ратуши — вместо двухскатной крыши в направлении север-юг, строится новая двухскатная крыша в направлении запад-восток, а с западной, обращённой к Принципальмаркт стороне создаётся высокий готический фронтон . Одновременно с этим с восточной стороны к ратуше было пристроено двухэтажное здание, которое было известно под разными именами: «Малая палата Совета», «Комнатка ( нем. Stübchen )», «Зимняя палата Совета» (в связи с тем, что имелась проблема с отоплением Главного зала Совета (сидящие вблизи камина члены Совета покрывались потом, а члены Совета, сидящие в противоположной части зала, замерзали) зимние заседания часто переносились в эту палату).
В 1648 году в Мюнстерской ратуше, а также в ратуше города Оснабрюк ( Священная Римская империя и её оппонент Франция , включая их альянсы, вели переговоры в Оснабрюке, а Нидерландская республика и её оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере), проходит Вестфальский конгресс. Выбор Мюнстера и Оснабрюка местом проведения конгресса обусловливался тем, что эти города соблюдали нейтралитет в ходе Тридцатилетней войны. Ещё 27 мая 1643 года имперский надворный советник в палате совета огласил заявление о нейтралитете города Мюнстер, соответствующее заявление огласил также представитель архиепископа Мюнстера.
Специально к началу проведения конгресса художник в 1646 году получил заказ на украшение фасада ратуши. 15 мая 1648 года в Большом зале Совета (в XVIII веке он был переименован в Мирный зал) состоялся обмен подписанными договорами. В этот день также было подписано мирное соглашение между Испанией и семью нидерландскими провинциями, в котором признавалась независимость Республики Соединённых провинций Нидерландов , то есть Вестфальский мир завершил собой также и Восьмидесятилетнюю войну .
В конце 1850-х годов принимается решение ранее не использовавшийся чердак здания ратуши перестроить в ещё один зал для заседаний. 29 апреля 1858 года депутаты городского Совета утвердили проект перестройки и предварительную смету расходов. 12 декабря 1858 года проект был утверждён строительным инспектором Гауптнером, а также инспектором железной дороги Кайлем. Однако, строительство всё откладывалось ввиду того, что от работы отказался архитектор Юлиус Карл Рашдорф . Кроме того в проект были внесены 3 изменения, которые были поданы на утверждение правительственному советнику по вопросам строительства . 21 февраля 1861 года он отклонил эти изменения, сославшись на «нехватку архитектурного стиля». Залценберг подал собственный проект реконструкции, который и был утверждён. По этому проекту был построен зал с «бочарным» сводом .
В ходе второй мировой войны 28 октября 1944 года во время бомбардировок союзнической авиации несколько бомб попало в Мюнстерскую ратушу, в результате чего здание полностью выгорело. В 18:25 обрушился готический фронтон. Обломки, рухнувшего на Принципальмаркт фронтона были убраны на свалку и, таким образом, безвозвратно утрачены.
В 1948 году к 300-летней годовщине со дня подписания Вестфальского мира было принято решение о восстановлении здания ратуши. Несмотря на то, что ещё в 1942 году элементы внутреннего декора ратуши и инвентарь Мирного зала были эвакуированы в в Липпе , большая часть внутреннего убранства, включая готические окна и роскошный камин в южной стене, погибла. В ходе реставрации утраченный камин был заменён на камин из Нидерландского дома .
23 ноября 1948 года был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции ратуши. Для участия в конкурсе были приглашены три мюнстерских архитектора. Победу одержал проект , но работы не начинались, ввиду отсутствия средств — у муниципалитета были более срочные и важные объекты для финансирования, а именно, больницы, школы, объекты водо- и газоснабжения .
Восстановление началось только в 1950 году , но и в этом случае муниципалитет средств выделить не смог и работы финансировались «Комитетом по восстановлению Мюнстерской ратуши» за счёт добровольных пожертвований и прибылей от специально проводимых лотерейных розыгрышей . Общая сумма собранных средств превзошла все ожидания и составила 873 000 марок . Работы стартовали 9 июля . На торжества по случаю начала восстановления ратуши явилось более 30 000 человек, в том числе бывший рейхсканцлер Веймарской республики и почетный гражданин города Мюнстер Генрих Брюнинг .
Строительными работами руководил Генрих Бентелер, который также руководил восстановлением собора Святого Павла. Он несколько отступил от планов реконструкции полностью соответствующей оригиналу, однако, при этом отступление от внешнего вида было минимальным и прослеживалось только в незначительных деталях, а в вопросах технологии строительства расхождения с оригиналом были принципиальными. Так, например, при восстановлении широко использовались бетонные конструкции, которых не было и не могло быть в историческом здании.
9 июля 1952 года состоялись празднества по поводу завершения строительства здания. В 1953 году был оформлен восточный фасад, а в октябре 1954 года — главный западный фасад, выходящий на Принципальмаркт. 30 октября 1958 года , к 310-летнему юбилею Вестфальского мира были завершены все работы по восстановлению исторической ратуши Мюнстера.
Большинство отзывов были положительными, но встречались и резкие критические замечания. Так, например, газета Frankfurter Allgemeine Zeitung 11 ноября 1958 года высказалась следующим образом:
«Замысел ведущего архитектора — это абсолютно тривиальная помесь банка с отелем. Мюнстер может показывать своим гостям собор, театр и Мирный зал — единственное помещение ратуши, которое соответствует своему предназначению .»
Тем не менее жители Мюнстера гордились результатом восстановления исторической ратуши, которое было для них важным символом экономического возрождения.
В 1992 году была проведена реставрация фронтона, а в 2004 - 2006 годах были выполнены полномасштабные реставрационные работы. Чтобы во время реставрации гости города могли любоваться фронтоном ратуши, строительные леса были затянуты фотографическим полотном площадью 538 м² с изображением фасада.
Сегодня историческая ратуша — это один из основных туристических объектов Мюнстера. Здание преимущественно используется для культурных или представительных поводов, например, в нём проводился большой банкет по случаю 350-летнего юбилея Вестфальского мира. Однако, в здании исторической ратуши и сегодня иногда проходят заседания городского Совета.
Историческая ратуша представляет собой 4-х этажное здание: подвал, этаж аркад , основной этаж, чердак. На этаже аркад находится холл, гражданский зал и Мирный зал. На основном этаже располагается Главный зал Совета.
Западный фасад, выходящий на Принципальмаркт, является главным украшением исторической ратуши. Фасад из песчаника выполнен в готическом стиле и имеет высоту 31 м. Папский легат на Вестфальском конгрессе Фабио Киджи (будущий папа Александр VII) писал о фасаде Мюнстерской ратуши:
«Фронтон великолепной ратуши возвышается над другими крышами и, по-видимому, достаёт до неба .»
Как правило, подобная богатая отделка была свойственна только культовым сооружениям, создавая подобный фасад у гражданского здания, жители Мюнстера как бы бросали вызов власти епископа. Столь дорогое и роскошное строительство город мог себе позволить только в период экономического процветания — в конце XIV века , когда Мюнстер вошёл в Ганзейский союз .
Визуально фасад делится на три уровня: аркада, основной этаж и фронтон. Уровень аркад представляет собой 4 стрельчатые арки , опирающиеся на 5 колонн , капители которых ранее были украшены растительными и животными орнаментами, символизирующими собой добродетели и пороки. Так капитель самой левой колонны имела отделку в виде дубовой листвы — символ прочности и надёжности. Справа от неё капитель была украшена сказочными существами: сиреной , василиском и драконом — символами лжи и смерти. Средняя колонна имела капитель, украшенную фигурами пантеры (мягкость), льва (сила), орёл (мужество) и феникс (обновление). Вторая справа колонна имела капитель с масками 4-х лесных демонов . Капитель крайней правой колонны была украшена виноградной лозой — символом умеренности и мудрости.
Во время разрушения ратуши в 1944 году эти колонны не уцелели и первоначально были заменены колоннами с простыми дорическими капителями, но уже в 1963 — 1964 году капители были декорированы краббами , в виде аллегорических изображений 4-х стихий — воздуха, огня, воды и земли.
До 1824 года пространство над колоннами было заполнено живописными элементами, первоначально выполненными, вероятно, во 2-й четверти XV столетия , а затем заменявшимися в 1646 году художником Эферхардом Алердинком и в 1780 году Иоганном Георгом Леглайтнером. Последняя живопись представляла собой изображение Карла Великого (посередине), пары рыцарей , несущих герб Мюнстера и пары рыцарей, отдающих честь императору.
Фасад основного этажа имеет 4 больших готических стрельчатых окна с витражами , за которыми находится Большой зал Совета. Ранее на фасаде основного этажа размещались статуи Иисуса , Девы Марии , архангела Михаила , Святого Людгера и Святого Ламберта . Только фигуры Святых Людгера и Ламберта сохранились после обрушения фронтона 28 октября 1944 года. После восстановления ратуши эти фигуры были установлены на северной и южной стенах ратуши соответственно.
Фронтон разделён 8-ю тонкими лизенами на 7 частей. Четыре средних, самых высоких лизены завершаются пинаклями с фигурами ангелов, пинакли двух средних лизен украшены женскими фигурами, а на двух крайних пинаклях установлены фигуры стражей.
В самом верху средней части расположена скульптурная композиция, которую ошибочно принято называть «Коронация Марии» , но это не верное название, так как на скульптуре Мария уже изображена в короне. Что на самом деле изображает эта композиция достоверно сказать нельзя, так как она многократно изменялась в ходе ремонтов и перестроек . Ниже этой композиции установлена фигура короля со скипетром и державой . Историки не пришли к единому мнению по поводу того, кому принадлежит эта скульптура — Карлу Великому или царю Соломону . Ниже скульптуры короля располагается герб Священной Римской империи . От первоначального декора фронтона сохранились только сильно выветренная статуя Марии из композиции «Коронации Мари» и королевская фигура. Обе фигуры выставлены в гражданском зале ратуши.
Гражданский зал представляет собой прямоугольный большой холл, потолок которого опирается на 4 массивных восьмиугольных колонны. Не позднее, чем с 1337 года Гражданский зал служил местом собрания членов магистрата. В тыльной части зала есть мраморная лестница, которая ведёт в сооружённый в 1615 — 1616 годах Большой зал Совета. В правой стороне тыльной стены Гражданского зала находится дверь, ведущая в Мирный зал. Над дверью — герб города Мюнстер.
Мирный зал (до XVIII века назывался Палата Совета) — зал 10×15 м, богато обшитый деревянными панелями эпохи Возрождения . Первые деревянные обшивки на западной и восточной стене были выполнены в 1577 году знаменитым вестфальским художником . В панелях западной стены установлены деревянные скульптуры Спасителя и 11 апостолов в следующем порядке: Варфоломей , Фома , Андрей Первозванный , Иаков Алфеев , Матфей , Филипп , Пётр , Иисус Христос, Иоанн , Иаков Зеведеев , Симон Зилот , Фаддей , Матфий и Павел . Выше деревянных панелей расположены 37 портретов делегатов Вестфальского конгресса.
На восточной стене находятся 4 больших окна. Ранее окна имели витражи с аллегорическими изображениями добродетелей. Но при разрушении ратуши в 1944 году витражи погибли и в ходе восстановления были заменены простыми тонированными стёклами. Межоконные простенки обшиты деревянными панелями с изображениями трёх тематических направленностей: в сторону зала обращены изображения четырёх евангелистов Матфея, Марка , Луки и Иоанна (образы евангелистов созданы по гравюрам вестфальского живописца Генриха Альдегревера 1549 года ); на самом северном оконном откосе изображена фигура Моисея , а на остальных семи откосах — аллегорические изображения семи свободных искусств и наук — Грамматика , Диалектика , Арифметика , Риторика , Музыка , Геометрия . Вдоль всей восточной стены установлена скамья, рассчитанная на 14 человек.
Вся северная стена Мирного зала занята большим шкафом. Перед шкафом столы городского судьи и бургомистра . В центральной части шкафа размещено Распятие . По всей длине шкафа в два ряда расположены 22 барельефа со следующими сюжетами:
Левая (западная) сторона шкафа | |||||
Мария Магдалина | Пьяный мужчина | Святой Георгий , убивающий дракона | Самсон , раздирающий пасть льва | Иона , выходящий из китовой пасти | Геральдическое изображение двух волков |
Святой Мартин на коне и нищий | Убийство Святого Ламберта | Святой Эгидий с ланью | Святой Людгер | Ссорящаяся супружеская пара | Геральдический лев |
Правая (восточная) сторона шкафа | ||||
Геральдический грифон | Двое борющихся мужчин | Самсон срывает ворота Газы | Ландскнехт с алебардой и волынщик | Мужчина, несущий тело в саване |
Женщина, бьющая медведя дубиной | Собака, грызущая кость | Иисус Навин с гроздью винограда | Две дерущихся обезьяны | Один мужчина замахивается мечом на другого |
На южной стене находится большой камин. Оригинальный камин 1577 года с изображением суда царя Соломона погиб при бомбардировке и вместо него установлен камин из Нидерландского дома в Мюнстере со скульптурой Фемиды и иллюстрацией к притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). На чугунном медальоне камина изображены корона, скипетр, 3 голубя с оливковыми ветвями в клюве и надпись «Anno 1648. Pax optima rerum, 24. Oct.» (в пер. с лат. «Мир — это наибольшее богатство, 24 октября 1648».
Построенный в 1861 году зал с бочарным сводом после разрушения ратуши был восстановлен совершенно в новом облике. Бочарный свод был заменён простым плоским потолком. В оформлении зала превалируют цвета города Мюнстер — золотой, красный и серебряный. В зале проходят регулярные заседания членов муниципалитета.
С 1545 года подвалы ратуши использовались для хранения вина. В 1924 году в подвале был открыт ресторан. После восстановления ратуши подвалы используются в технических целях.
Художественные произведения, образцы оружия, знамёна собирались в ратуше, начиная с середины XVII века . Посетивший Мюнстерскую ратушу 21 сентября 1817 года король Пруссии Фридрих Вильгельм III распорядился, чтобы Мирный зал использовался исключительно в музейных целях.
Сейчас в исторической ратуше представлена большая коллекция старинного оружия XVI -XVII веков, в которой выделяется огромный меч длиной 2,49 м с клинком длиной 1,45 м и шириной — 15 см.
Коллекция знамён представляет собой подлинные полотнища XVI- XIX веков , которые пережили вторую мировую войну. Также выставляется серебряная посуда, доспехи, орудия пыток и казни, прочие старинные предметы, имеющие большую историческую и художественную ценность.