Interested Article - Фёдоров, Василий Фёдорович (режиссёр)

Василий Фёдорович Фёдоров ( 1891 1971 ) — советский актёр и режиссёр театра и кино, театральный художник. Народный артист БССР.

Биография

C Мейерхольдом

Василий Фёдоров учился на курсах искусствоведения при Народном университете А. Л. Шанявского. В 1921 году поступил в Государственные режиссёрские мастерские Всеволода Мейерхольда , осенью 1922 год влившиеся в ГИТИС . В самом конце того же года Фёдоров вместе с Мейерхольдом покинул ГИТИС; в его новой Мастерской в 1923 году дебютировал как режиссёр, поставив (и оформив) учебный спектакль «Тиары века» — композицию Аксёнова по пьесам Клоделя «Залог» и «Черствый хлеб»; отрывок из этого спектакля был публично исполнен в одном из вечеров школьных работ, которые в январе — феврале 1923 года давал Театр Вс. Мейерхольда .

До 1927 года Фёдоров как актёр, сценограф , а затем и как режиссёр работал в ТиМе . Но в этом театре спектакли ставил только сам художественный руководитель; лишь однажды, в 1926 году, Фёдорову посчастливилось под руководством Мейерхольда поставить спектакль «Рычи, Китай!» по пьесе С. М. Третьякова ; однако эта постановка привела к конфликту между учителем и учеником .

Намного охотнее Мейерхольд доверял своим ученикам оформление спектаклей, и Фёдоров оформил, в частности, спектакли «Д. Е.» (совместно с И. Ю. Шлепяновым ) и «Лес» по пьесе А. Н. Островского .

Без Мейерхольда

Не имея возможности реализоваться, Фёдоров, как и другие молодые режиссёры, в конце концов покинул Мейерхольда: в 1926 году вместе с И. Ю. Шлепяновым , С. А. Майоровым, М. И. Жаровым и ещё несколькими актерами он уехал в Бакинский рабочий театр . В 1927 году был приглашён М. М. Тархановым в 4-ю студию МХАТ, позже преобразованную в Реалистический театр , и в том же году, после ухода Тарханова, вместе с Леонидом Волковым возглавил театр . В это же время Фёдоров поставил два спектакля в Театре Революции ; здесь, вместе с художником И. Шлепяновым, он развивал те конструктивистские тенденции, которые для самого Мейерхольда к тому времени стали уже пройденным этапом. О постановке пьесы Э. Толлера «Гоп-ля, мы живем!» А. Гвоздев писал: «Это спектакль нового, революционного театра, вышедший из школы Мейерхольда и развертывающий его принципы и методы талантливо и энергично, с ясной целевой установкой на социальную значимость большого театрального искусства. …В лице Фёдорова и Шлепянова „Театр Революции“ приобрел крупных театральных мастеров, работа которых отвоевала „Театру Революции“ почётное место в рядах революционных театров большого художественного значения» .

Однако Фёдоров в Театре Революции не задержался ; недолго работал он и в Реалистическом театре, который в 1930 году возглавил бывший актёр ГосТиМа Николай Охлопков . В 1935 году Фёдоров стал преемником петербургского ученика Мейерхольда К. Тверского на посту главного режиссёра Ленинградского Большого драматического театра , но и там вскоре началась «режиссёрская чехарда» . В дальнейшем был режиссёром Русского драматического театра в Ашхабаде и Русского драматического театра в Минске ; ставил спектакли в театрах Новосибирска и Свердловска .

В 30-х годах Фёдоров работал также в кинематографе — как режиссёр, сценарист, монтажёр; является режиссёром и автором сценария фильмов « Мёртвый дом » («Тюрьма народов», 1932) и « Конец полустанка » (1935) .

Похоронен в колумбарии Введенского кладбища .

Семья

Творчество

Театр

Режиссёрские работы

ГосТиМ

  • 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова; художник С. М. Ефименко (под руководством Вс. Мейерхольда)

Реалистический театр

Театр Революции

Большой драматический театр им. Горького

  • 1935 — «Город ветров» B. Киршона (2-я редакция); художник П. И. Соколов
  • 1935 — «Не сдадимся» C. Семёнова; художник В. Ф. Рындин
  • 1936 — «Скупой рыцарь», «Каменный гость» А. С. Пушкина ; художник Н. Ф. Лапшин (художественный руководитель постановки; режиссёр — В. В. Люце )

Сценография

ГосТиМ

Кинематограф

Примечания

  1. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — С. 12. — 255 с. 27 января 2013 года.
  2. Горбунов М. А. // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1 . 6 марта 2012 года.
  3. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — С. 40. — 255 с. 27 января 2013 года.
  4. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — С. 42—43. — 255 с. 27 января 2013 года.
  5. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — С. 149. — 255 с. 27 января 2013 года.
  6. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — С. 79. — 255 с. 27 января 2013 года.
  7. Велехова Н. А. Четвёртая студия МХАТ // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5 .
  8. Велехова Н. А. Реалистический театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3 .
  9. Гвоздев А. А. / / Театральная критика (Сост. и прим. Н. А. Таршис). — Л. : Искусство, 1987. — С. 99—100. — 279 с. 21 декабря 2013 года.
  10. Золотницкий Д. И. . — Л. : Искусство, 1978. — С. 169. — 255 с. 27 января 2013 года.
  11. . Большой драматический театр (официальный сайт). Дата обращения: 3 августа 2012. Архивировано из 3 февраля 2013 года.
  12. ФЕДОРОВ Василий Федорович // Энциклопедия кино . — 2010. // Энциклопедия кино

Литература

Источник —

Same as Фёдоров, Василий Фёдорович (режиссёр)