Interested Article - Седая девушка
- 2020-10-30
- 1
«Седая девушка» ( кит. 白毛女 ; pinyin : Bái Máo Nǚ ) — первая китайская национальная опера, созданная в январе-апреле 1945 года авторским коллективом и провозглашённая «образцовой» КПК . В основе либретто Хэ Цзинчжи и Дин Ни , удостоенного в СССР Сталинской премии ( 1952 ), — переосмысленные на новый лад предания провинции Хэбэй о живущей в горах Белой, или Беловолосой святой деве.
Сюжет
Действие происходит в период японской агрессии и Великого похода . 1935 -й, канун встречи Нового года .
Помещик Хуан Шижэнь принуждает крестьянина-вдовца Ян Байлао за долги отдать в наложницы дочь-красавицу Си-эр . Жениху Ван Дачуню не удаётся спасти невесту. Безутешный отец Ян Байлао убивает себя. Ван Дачунь уходит служить в Восьмую армию (будущую НОАК ). Девушка бежит в горы и завладевает кумирней Матушки-богини, чтобы кормиться жертвоприношениями, — для чего совершает несколько убийств. Регулярно доставляющие в кумирню еду и благовония крестьяне боятся Си-эр , воспринимая как воплощение бессмертной Белой девы, которая отбирает у духов жертвенную пищу.
Конец — счастливый : измученную и совершенно седую Си-эр находят солдаты Восьмой армии , в их числе Ван Дачунь . Помещика с женой убивают, их имущество раздают бедным, Си-эр с Ван Дачунем женятся и становятся активистами компартии .
Идейная основа
Переработанная победившей Красной армией Китая народная легенда о призраке беловолосой девушки ( белый — цвет смерти), умерщвляющей в грозовую ночь своих обидчиков на развалинах старого храма.
Мораль: «старый режим превращал людей в бесов , — нынешний превращает бесов в людей». По наблюдению исследователей фольклора , провозглашение «Седой девушки» «образцовой революционной оперой» было шагом глубоко обоснованным: Коммунистическая партия Китая не единожды демонстрировала мастерское умение работать с архетипами народного сознания. [ источник не указан 4490 дней ]
Публикация в СССР
- Хэ Цзинчжи , Дин Ни . Седая девушка : Пьеса / Перевод с китайского П. Захарова . Переводы стихов Семёна Бытового , Дмитрия Левоневского . Послесловие С. Кочетовой // Звезда . 1951 . № 2. С.68—106.
— Сталинская премия Второй степени в области литературы и искусства (драматургия) , 1952 .
Театральные постановки
«Седая девушка» — пятиактный музыкальный спектакль, созданный в январе-апреле 1945 г. Музыку к опере написали композиторы Ма Кэ, Чжан Лу, Цюй Вэй, Хуань Чжи, Сян Юй, Чень Цзы, Лю Цзы, Лю Чи.
Постановки в СССР
- 1952 — Театр Вахтангова . Режиссёр — Сергей Герасимов , при участии Самсона Самсонова и Татьяны Лиозновой . Художник — Вадим Рындин . Композитор — Климентий Аркадьевич Корчмарёв . Си-Эр — Галина Пашкова ; Мать Хуана — Цецилия Мансурова .
Режиссёр Самсон Самсонов вспоминал:
«В 1952 году Сергей Аполлинариевич позвал Таню Лиознову и меня (оба мы тогда были безработные) поставить вместе с ним на сцене Театра им. Вахтангова китайскую пьесу „Седая девушка“. Это незабываемый период в моей жизни. Таня отвечала за музыкальное решение, а я — за работу с актёрами. (…) Спектакль имел успех. Сергея Аполлинариевича и нас все поздравляли. Подошёл Сергей Михалков :
— Сверлите дырочки.
— Какие дырочки? — широко раскрыла глаза моя однокурсница , будущий режиссёр „Семнадцати мгновений весны“ Таня Лиознова.
— Дырочки на пиджаках, — хмыкнул Михалков. — Для значка „ Лауреат Сталинской премии “, уже всё известно.
Шёл январь 1953 года . Сергей Аполлинариевич радовался:
— Вот так и должно быть. Раз! И у вас уже Сталинская премия ! Кто вас теперь обидит? Никто. Наоборот — вам дадут работу, и всё будет хорошо. Ну? Вы довольны?
— Сергей Аполлинариевич! Да вы наш бог! Вы нас спасли от безработицы…
А в это время Сталин взял и умер. И все разговоры о Сталинских премиях прекратились в одну секунду. Но я если и был огорчен, то не сильно — ведь я уже репетировал на сцене Театра киноактёра „Попрыгунью“ !» .
Балет
Экранизация
- « », 1949 , режиссёры Шуй Хуа и Ван Бинь — первый китайский фильм, шедший в 1951 широким прокатом в СССР и пользовавшийся зрительской популярностью .
Литература
- Чжан Личжэнь . / СПбГК , кафедра методики инструментального и вокального исполнительства и педагогической практики; научн. рук. к.и., проф. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008 . № 80. С.361—365.
Примечания
- . Дата обращения: 18 октября 2010. 10 декабря 2010 года.
- См., напр.: Аронсон О. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Индекс/Досье на цензуру . 2001 . № 14.
Ссылки
- , 1950
- — запись в ЖЖ .
- на сайте Театра им. Е.Вахтангова
- 2020-10-30
- 1