Игроки ФК «Фаст»
- 1 year ago
- 0
- 0
Говард Мелвин Фаст ( англ. Howard Melvin Fast ; 11 ноября 1914 , Нью-Йорк , Нью-Йорк — 12 марта 2003 , ) — американский писатель, автор многочисленных исторических, социальных, детективных и фантастических романов и рассказов.
Родился 11 ноября 1914 года в Нью-Йорке в еврейской семье; отец, Барни Фастовский, — происходил из Российской империи ; мать, Ида Миллер, — из Великобритании . В 1923 году, после смерти матери, начал работать разносчиком газет, затем отправился в поисках работы в американскую глубинку. Быстро накопившийся жизненный опыт дал ему хороший материал для начала литературной работы. Фаст дебютировал фантастическим рассказом «Багровое неистовство» ( Wrath of the Purple ) , опубликованном в октябрьском номере « Amazing Stories » за 1932 год, когда ему не исполнилось ещё и 18 лет; примерно тогда же он решил, что станет профессиональным писателем.
В 1933 году выходит его дебютный роман «Две долины» ( Two Valleys ), за которым следуют «Странное вчера» ( Strange Yesterday , 1934), «Место в городе» ( Place in the City , 1937) и другие, которые создали ему репутацию серьёзного писателя. Роман «Дети» ( The Children , журнал «Story», 1937, отдельное издание — 1947) показывает растлевающее влияние расовой ненависти . В 1941 году вышел роман «Последняя граница» ( The Last Frontier ), посвящённый судьбе индейского племени шайеннов . Среди зрелых произведений этого периода выделяют романы «Гражданин Том Пэйн » ( Citizen Tom Paine , 1943 ) — беллетризованная биография одного из отцов-основателей США и «Дорога свободы» ( Freedom Road , 1944), посвящённый периоду Реконструкции после Гражданской войны в США . Главный герой «Дороги свободы» — Гидеон Джексон, бывший раб и солдат армии Авраама Линкольна , умный и преданный своему народу лидер, погибший от рук расистов. В 1979 году роман был экранизирован в виде телевизионного мини-сериала с Мухаммедом Али в главной роли .
В годы Второй мировой войны Говард Фаст работал в пресс-службе Министерства обороны, где писал статьи для « Голоса Америки » (много лет спустя, в начале 1980-х, Фаст в резкой форме откажет в интервью сотруднику русской службы радиостанции, назвав её «фашистской», которой «руководит ЦРУ » ); в дальнейшем был направлен на Тихоокеанский театр военных действий в качестве военного корреспондента.
В 1944 году Фаст вступил в компартию США , сотрудничал с газетой « Daily Worker ». В 1950 году был вызван на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности , на котором отказался назвать имена людей, пожертвовавших деньги в фонд дома для детей-сирот американских ветеранов гражданской войны в Испании , а также имена известных ему членов компартии и был приговорён к трём месяцам тюремного заключения «за неуважение к Конгрессу» . По требованию Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности издательства занесли его имя в «чёрный список», и ему пришлось для публикации своих книг создать собственную компанию «Blue Heron Press». Роман « » ( Spartacus , 1951), ставший бестселлером и самым известным его произведением, переведённым на более чем 45 языков, он начал писать в тюрьме . В 1960 году Стэнли Кубрик снял по роману фильм , прославивший молодого режиссёра (сценарий Далтона Трамбо , ещё одного писателя левых взглядов, проведшего в 1950 году одиннадцать месяцев в тюрьме) . В те годы Фаст вынужден был издаваться под псевдонимами, из которых наиболее известен Э. В. Каннингем, — это имя значилось на обложках нескольких написанных им тогда детективных романов.
В 1953 году стал лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» . В 1954 году издан роман «Сайлас Тимбермен» ( Silas Timberman ) о нарушениях прав человека в США периода маккартизма . В то время он был одним из самых превозносимых в СССР американских авторов, его статьи печатали « Правда » и « Литературная газета » , книги издавались, помимо русского, на армянском, грузинском, казахском, узбекском и украинском , а также на языке оригинала. Не меньшей популярностью пользовался и в других социалистических странах . В 1956 году после «секретного доклада» Н. С. Хрущёва « О культе личности и его последствиях » на XX съезде КПСС и подавления Венгерского восстания Фаст порвал с компартией США и перешёл на позиции социал-демократии . В 1957 году выпустил книгу о своих отношениях с левым рабочим движением «Голый бог: писатель и коммунистическая партия» ( The Naked God: The Writer and the Communist Party ). Советская пресса отреагировала на это дважды: чрезвычайно глумливой статьёй Николая Грибачёва , автора многочисленных стихотворений и поэм в духе официальной идеологии, главного редактора рассчитанного на зарубежных читателей журнала « Советский Союз » (впоследствии Грибачёв стал Председателем Верховного Совета РСФСР ), — «Говард Фаст — псаломщик ревизионизма» в «Литературной газете» и выдержанной в гораздо более спокойном тоне статьёй переводчика Бориса Изакова, состоявшего в переписке с писателем, — «Две исповеди Говарда Фаста» в « Иностранной литературе » . В СССР писатель был предан забвению и его книги оказались под негласным запретом (как выразился Грибачёв: «Даже к вашим прошлым книгам, Говард Фаст, притрагиваться порядочному человеку противно, — вы забрызгали их помоями и грязью, в которые нырнули с головой сегодня…»); в самих же Соединённых Штатах это позволило ему «выйти из тени» .
Фантастические рассказы Фаста составили сборники «Граница завтрашнего дня» ( The Edge of Tomorrow , 1961), «Генерал подстрелил ангела» ( The General Zapped an Angel , 1970), «Прикосновение бесконечности» ( A Touch of Infinity , 1973). Он написал также детскую повесть «Тони и волшебная дверь» ( Tony and the Wonderful Door , 1952) и сказочный роман «Ловушка» ( The Trap ), опубликованный в сборнике «Охотник и ловушка» ( The Hunter and The Trap , 1967).
В поздний период творчества Говард Фаст написал цикл историко-политических романов «Иммигранты» ( The Immigrants , 1977), «Второе поколение» ( Second Generation , 1978), «Укоренение» ( The Establishment , 1979), «Изгнанник» ( The Outsider , 1984) и «Дочь иммигранта» ( Immigrant’s Daughter , 1985), посвящённый нескольким поколениям выходцев из Европы, обосновавшихся в США . В центре романа «Посторонний» ( The Outsider , 1984) — молодой раввин, переживший ужасы Холокоста ; роман «Залог» ( Pledge , 1988) возвращает читателя к эпохе маккартизма . В 1990 году вышла его автобиография «Быть красным» ( Being Red ). Последний роман Фаста «Гринвич» ( Greenwich ) был издан в 2000 году .
Говард Фаст скончался 12 марта 2003 года в Олд-Гринвич, штат Коннектикут .
Над литературными поделками на тему «Войны за независимость» возвышаются книги Говарда Фаста. Говард Фаст — американец до мозга костей, его романы, действие которых разворачивается не в Америке, представляются мне неудачными. А вот произведения из американской истории обычно жизненны и имеют под собой твёрдую американскую почву. «Хаим Соломон, сын Свободы», «Непобедимые», «Гражданин Том Пейн» — в лучших местах этих произведений читателю передаётся такое непосредственное ощущение эпохи революции, как будто он сам её пережил. Говард Фаст — отличный рассказчик, однако он довольно легко впадает в мелодраматизм и временами напоминает позднего Виктора Гюго… Лучшим из его произведений мне представляется «Американец» — роман, посвящённый новейшей американской истории .
С Говардом Фастом я имел мало дела, хоть и распускал восторженные слюни по поводу «Спартака» и «Дороги свободы». В 1956-м, когда Хрущёв разоблачил сталинизм, появился среди прочих и роман Фаста «Голый бог» — роман выстраданный, нервный, очень мне пришедшийся по душе.