Interested Article - Груди Терезия

«Груди Терезия» ( фр. Les mamelles de Tirésias ) — комическая опера ( фарс ) Франсиса Пуленка по одноимённой пьесе Гийома Аполлинера в двух действиях с прологом. Опера написана в 1945 году, впервые исполнена в 3 июня 1947 года в « Опера-комик » в Париже (дирижёр Альбер Вольф ).

«Груди Терезия» — весёлая опера-оперетта, почти мюзикл, выразила удивительное чувство юмора Пуленка .

История создания

Писатели-авангардисты любили собираться в «Доме друзей книг» (Maison des Amis des Livres) — книжном магазине Адриенны Монье . Здесь бывали Аполлинер, Жакоб , Элюар, Арагон . Аполлинер, незаконнорождённый сын польской дворянки, был заметной фигурой в богемной жизни Монпарнаса . Благодаря ему появился термин «сюрреализм» и приобрёл известность первый представитель этого течения Анри Руссо . В июне 1917 года на первом представлении «сюрреалистической драмы» Аполлинера «Груди Терезия» в театре на Монмартре присутствовали Кокто , Дягилев , Мясин , Матисс , Пикассо , Сати , был здесь и молодой Пуленк . Много лет спустя Пуленк говорил, что был шокирован этим фарсом, ему не могло бы даже присниться, что когда-то он положит его на музыку . Вместе с тем, Пуленк называл «Груди Терезия» «самым подлинным из того, что написал» .

Первым произведением Пуленка на стихи Аполлинера стал вокальный цикл «Бестиарий» (La Bestiaire, 1919). Пуленк вновь обратился к творчеству поэта в 1936 году в хоровом произведении «Семь песен» . В 1930-е годы он начал задумываться о создании оперы по пьесе «Груди Терезия». В 1935 году с согласия вдовы Аполлинера адаптировал текст пьесы для либретто и в 1939 году начал работу над музыкой. Бо́льшая часть произведения написана на одном дыхании с мая по октябрь 1944 года в загородном доме Пуленка Нуазей . Хотя пьеса была создана в 1903 году, её первое представление состоялось в разгар Первой мировой войны , и Аполлинер отредактировал текст, добавив мрачный пролог. Пуленк сумел отразить в опере и фарс, и трагедию пьесы Аполлинера. Критик Джереми Сэмс писал, что за весёлой кутерьмой в опере скрывается глубокая и трагическая мысль о необходимости возродить народ опустошённой войной Франции .

Название комедии Аполлинера и оперы Пуленка отсылает к древнему мифу о Терезии , слепом старце, пережившим чудесное превращение: часть своей долгой жизни жизни он прожил женщиной, а другую — мужчиной . С одобрения мадам Аполлинер, Пуленк изменил время и место действия: «Я выбрал 1912 год, потому что это было время первых героических сражений Аполлинера за кубизм Занзибар я заменил на Монте-Карло , чтобы уйти от экзотики, а еще потому, что в Монте-Карло — который я обожаю и где Аполлинер провёл первые 15 лет своей жизни, — вполне достаточно тропической экзотики для таких парижан, как я» . По словам Пуленка, Монте-Карло стал для него Занзибаром. Декорации первой постановки изображали городок в южной Франции, при этом, согласно либретто, действие оперы происходит в Занзибаре .

Музыка

В музыкальном тексте оперы Пуленк использовал традиционные номерные формы — сольные арии, дуэты, хоры в духе старых народных песен. Встречаются всевозможные танцевальные ритмы: вальс , полька , галоп , павана , гавот . Неожиданные повороты сюжета раскрываются частой сменой темпов и ритмов в музыке, чередованием жанров и форм . Каминский пишет, что музыка оперы, подобно музыке Оффенбаха , Шабрие и « Испанскому часу » Равеля , захватывает слушателя потоком «миниатюр и виньеток», танцев и обрывков лирических мелодий, в том числе ариетт в стиле комической оперы или хоралов (после дуэли) .

Постановки

Оперу приняли к постановке в «Опера-комик» в 1945 году, но премьера состоялась не сразу: возникла проблема с поиском исполнительницы главной роли. Дениз Дюваль , актрису из « Фоли-Бержер », выбрал лично Пуленк . Премьера оперы состоялась в Опера-комик в Париже 3 июня 1947 года, в великолепных декорациях и костюмах, созданных Эрте . В премьерной постановке придумали яркий символ: груди Терезы превратились в воздушные шарики и улетели в небо, символизируя превращение женщины в мужчину. Этот сценический приём стал своего рода театральной традицей .

Оперу вновь поставили в Париже в 1972 году, затем в Лилле в 1985 и в Сент-Этьене в 1989. Вне Франции «Груди Терезия» представляли в Массачусетсе в 1953 году, в Базеле в 1957 году. В 1958 году Олдборо оперу исполнили в авторской аранжировке для двух фортепиано. Оперу ставили в Филадельфии в 1959 году, в Нью-Йорке в 1960 году, в Милане в 1963 году, в Лондоне в 1979 году, в Дюссельдорфе в 1982 году, в Токио в 1985 г. . В сезоне 1982/83 года «Груди Терезия» поставили в Метрополитен-опера , а в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге — в 2010 году . В театре в Барселоне «Груди Терезия» были в репертуаре сезона 2009/10 года .

Действующие лица

роль тип голоса исполнители на премьере

3 июня, 1947
(дирижёр: )

директор театра баритон Робер Жанте
Тереза / Терезий сопрано Дениз Дюваль
её муж баритон

(иногда поёт тенор )

Поль Пайен
мсье Лакуф тенор Альбан Дерроя
мсье Престо баритон Марсель Ено
жандарм баритон Эмиль Руссо
продавец газет меццо-сопрано Джейн Этти
репортер из Парижа тенор Серж Райе
сын баритон Жак Ивер
элегантная дама меццо-сопрано Ирена Громова
женщина меццо-сопрано Ивонн Жирар-Дюси
бородатый джентльмен бас Габриэль Жюйя
народ Занзибара

Содержание

В коротком прологе директор театра рассказывает о спектакле и обещает представить публике моралистскую пьесу о необходимости иметь детей.

Акт 1

Эксцентричная Тереза не желает покорно посвящать жизнь зачатию и рождению детей и становится мужчиной, Терезием. Мужу Терезы это совсем не нравится, к тому же она заставляет его одеться женщиной.

Тем временем пара пьяных картёжников Престо и Лакуф убивают друг друга; горожане оплакивают их. Терезий объявляет себя генералом и отправляется на завоевания, оставив мужа на попечение жандарма, введённого в заблуждение его женским платьем.

Генерал Терезий начинает успешную кампанию против рождения детей и становится популярным. Обеспокоенный тем, что Франция обезлюдеет, если женщины откажутся от секса, муж Терезия клянётся найти способ рожать детей без участия женщин. Воскресшие Лакуф и Престо слушают его с интересом и недоверием.

Акт 2

Занавес поднимается под крики «папа!» Планы мужа увенчались успехом, и он родил 40049 детей за один день. Журналист из Парижа интересуется, как он думает прокормить своё потомство, но муж уверяет, что все дети весьма успешны в искусствах и сделали его богатым человеком.

Жандарм сообщает, что из-за перенаселения граждане Занзибара умирают от голода. Муж предлагает напечатать продуктовые карточки на картах Таро . Внезапно появляется гадалка и пророчествует, что многодетный муж станет мульти-миллионером, а бездетный жандарм умрет в крайней бедности. Разъяренный жандарм хочет арестовать её, но та открывает лицо. Оказывается, под маской гадалки скрывалась Тереза. Пара примиряется и все исполнители с авансцены обращаются к зрителям с призывом: «Французы, рожайте детей!»

Записи

  • 1954: Опера-Комик, дирижёр Клюитанс ; Дюваль, Легуи, Жиродо (Angel Records)
  • 1998: Saito Kinen Orchestra, опера Токио, дирижёр Озава ; Лафон, Фушекур, Гетц, Кларк (Philips Classics)
  • 2002: Метрополитен-опера, дирижёр Ливайн ; Артета, де Нис, Патриарко, Свенсон, Уайт (The Metropolitan Opera)
  • 2003: Nieuw Ensemble, Opera Trionfo, дирижёр Спаньярд; Арендс, Герман, Лонен, ван де Вёрд (Brilliant classics)

Примечания

  1. (англ.) : an encyclopedia of world premieres and significant performances, singers, composers, librettists, arias and conductors, 1597-2000 — Jefferson: McFarland & Company , 2007. — P. 161. — ISBN 978-0-7864-0959-4
  2. Штильман А. // Семь искусств. — сентябрь-октябрь 2013. — № 9—10 (46) . 26 января 2016 года.
  3. , с. 98.
  4. Hell, p. xv
  5. Bohn W. : [ англ. ] : [ 1 сентября 2020 ] // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. — 1977. — Vol. 36, № 2. — P. 197-210.
  6. Schmidt, p. 49
  7. Ирина Медведева. 70-73. Классическая музыка (2011). — книга . Дата обращения: 9 января 2016. 2 февраля 2016 года.
  8. Hell, pp. 93 and 98
  9. , с. 255.
  10. Sams. p. 282
  11. Kaminski, pp. 1153—1155
  12. Цодоков Е. . OperaNews.ru (3 декабря 2001). Дата обращения: 9 января 2016. 5 марта 2016 года.
  13. . Gran Teatre del Liceu. Дата обращения: 10 октября 2015. Архивировано из 5 сентября 2015 года.
  14. Wolff, Stéphane.

Литература

  • Hell, Henri; Edward Lockspeiser (trans). (неопр.) . — New York: (англ.) , 1959.
  • Kaminski, Piotr. Francis Poulenc: Les Mamelles de Tirésias // Mille et Un Opéras (неопр.) . — Paris: Fayard , 2003. — ISBN 978-2-213-60017-8 .
  • Poulenc, Francis; Stéphane Audel (ed); James Harding (trans). My Friends and Myself (неопр.) . — London: Dennis Dobson, 1978. — ISBN 978-0-234-77251-5 .
  • Poulenc, Francis; Nicolas Southon (ed); Roger Nichols (trans). Articles and Interviews – Notes from the Heart (англ.) . — Burlington, US: Ashgate , 2014. — ISBN 978-1-4094-6622-2 .
  • Sams, Jeremy. Poulenc, Francis // (неопр.) / Amanda Holden (ed). — London: Penguin Books , 1997. — ISBN 978-0-14-051385-1 .
  • Schmidt, Carl B. Entrancing Muse: A Documented Biography of Francis Poulenc (англ.) . — Hillsdale, NY: (англ.) , 2001. — ISBN 978-1-57647-026-8 .
Источник —

Same as Груди Терезия