Сюрреализм
- 1 year ago
- 0
- 0
Сюрреалисти́ческие и́гры ( фр. Les jeux surréalistes ) — коллективные игровые практики членов сюрреалистического движения , отражавшие их стремление к оригинальности, парадоксальности, изобретательности, неожиданности творческого процесса, соединению несовместимых элементов в единое целое, иррациональности. Коллективные игры постепенно усложнялись. Если первоначально самими участниками они рассматривались в качестве совместного развлечения, то впоследствии им стало придаваться большее творческое начало. Они стали пониматься как средство самовыражения, отдельная техника, а не просто как шутка, досуг. К числу наиболее известных относят такие «игры», как « Изысканный труп » и «Марсельская игра».
«Игры» занимали важное значение в деятельности сюрреалистов, как и у их предшественников дадаистов . По мнению исследователей, в целом они восходят к спектаклям дада-сюрреалистической традиции, являясь характерной формой «невежливого» диалога, участники которого «не слышат» один другого . В этом отношении российский искусствовед Иван Мосин охарактеризовал игровую деятельность сюрреалистов следующим образом: «Стремление членов группы отдаться стихии подсознания, культивирование в своём творчестве спонтанного результата, попытка детского, наивного осмысления взрослых понятий — всё это нашло выражение в пристрастии членов группы к игровой деятельности. Основанная на принципе удовольствия, на отказе от повседневной рутины, игра давала сюрреалистам ощущение абсолютной свободы. Она также отвечала первоначальной идее отказа от своего „Я“, представлялась идеальным воплощением „ коллективного бессознательного “» .
Для сюрреалистов было характерно проведение различных общих акций, среди которых можно выделить более масштабные (чаще всего работы экспериментального характера, итоги которых появлялись в журналах, например, результаты гипнотических сеансов, групповые игры, разнообразные анкеты и т. д.) и менее представленные по количеству участников (например, произведение авторов из двух-трёх человек, публикуемое как книга). По наблюдению исследователей, чаще всего сюрреалисты занимались коллективными формами творчества с целью сплочения группы, выстраивания новых отношений (в том числе с новыми членами), преодоления внутренних кризисов . Французский писатель, эссеист, философ, социолог Роже Кайуа выделил несколько особенностей игровых практик сюрреалистов: в них несложно играть, они имеют «несерьёзный» характер, своё временное пространство, их итоги случайны, непредсказуемы, отсутствует какой-либо материальный интерес, выигрыш, им присущи особые правила, наличие творческого начала и изобретательности. Британский критик Мел Гудинг дополнил эту характеристику следующими словами: «игры доставляют удовольствие и могут приводить к неожиданным откровениям». Также по его мнению, кроме выраженной творческой составляющей, игры имеют много общего с провокативной магией, в области преображения каких-либо объектов, идей .
К коллективным сюрреалистическим игровым практикам можно отнести игры в «Правду», в «Портрет по аналогии», во «Взаимное декорирование», в «Ночной песок», в «Один в другом», в «Дефиниции» (абсурдистский диалог) и т. д. . Исследователи видят в них взаимосвязь с распространением в сюрреалистской среде коллективного творчества, что было вызвано желанием избавиться в творческом процессе от индивидуальности. В играх с несколькими участниками проявлялся эффект неожиданности, в частности, следование «правилу несоответствия», «соединения несоединимого», когда существа и предметы выступали в самых необычных сочетаниях, создавая иррациональные образы, напоминающие фантастические видения или сны . Искусствовед Александр Якимович по этому поводу заметил: «Играть в такие игры означало тренировать себя таким образом, чтобы логические связи и уровни сознания отключались бы или привыкали бы к своей необязательности. Глубинные, подсознательные, хаотические силы вызывались из бездны» .
К числу игровых, несерьёзных сюрреалистических техник можно отнести различные «исследования», например, «Экспериментальные исследования иррационального познания объекта». Такая деятельность заключалась в коллективных, следующих друг за другом ответах на странные, совершенно неожиданные вопросы. Также участники движения составляли всевозможные анкеты, в частности, среди них можно назвать: «Об иррациональных возможностях жизни в каком-то году», «Каким образом подступаются к женщинам», «О некоторых возможностях иррационального украшательства города» (имелся в виду Париж). Отмечалось, что большая или меньшая выраженность игрового начала в подобных техниках прямо зависела от участия в них основоположника сюрреализма Андре Бретона . Он относился более серьёзно к культивируемому его единомышленниками игровому аспекту деятельности, чем некоторые его единомышленники .
Большинство игр были словесными, реже визуальными или смешанными. Исследователи классифицировали игры на два основных типа: по содержанию (типу) и по функции (роли). Одна из первых попыток классификации игр принадлежит участнику движения . По содержанию он объединил их в четыре условных типа: игры групповые ( jeu du groupe ), игры экспериментальные ( jeu d’investigation ), игры моральные / этические ( jeu côté moral ), игры-аналогии ( jeux d’analogie ). Такое разделение было признано удачным и от него отталкиваются авторы других классификаций. Так, Анри Беар выделил: игры уважения (соответствует моральным у Одуэна), игры поэтические (экспериментальные у Одуэна) и игры поиска / открытия (групповые игры у Одуэна, с некоторыми вкраплениями элементов из моральных). Леонид Андреев применил функциональный подход, согласно которому сюрреалисты практиковали две категории игр. Первая была направлена на нивелирование индивидуального начала в коллективной деятельности, а вторая на поиск новых экспериментальных возможностей. Литературовед Маргарита Балакирева, отмечая важность деления по функциям, выделила игры по типу: социальные (при помощи которых производился отбор, идентификация единомышленников, например, «Ликвидация» или «Вы бы открыли?») и экспериментальные («Диалоги», «Изысканный труп», «Одно в другом») . В широком смысле к «играм» относят различные сюрреалистические техники: фроттаж , автоматическое письмо , декалькомания , фюмаж .
Первоначально «игры» воспринимались как весёлый досуг, по определению Бретона как милое «времяпрепровождение» ( divertissement ). Он отмечал, что сначала его друзья видели в игре только развлекательные возможности, но из целей «безопасности» называли её «экспериментальной» деятельностью: «То богатство, которое мы смогли найти в ней и распознать, пришло позже». Его первая жена Симона Кан, описывая практики, связанные с самой известной игрой движения — «Изысканным трупом» ( Cadavre exquis ), подчёркивала, что только подобные развлечения могли отвлечь их от «скуки» и «безделья» при проведении ежедневных встреч . Об истории появления этой игры и её названия известно из воспоминаний Симоны Бретон: «Сперва мы просто играли в слова. Каждый писал какую‑то фразу, складывал листок и передавал его соседу, который продолжал, не видя начала, и т. д. В одной из первых игр, в которой участвовал Превер , мы получили: „Изысканный труп выпьет молодое вино“ . Эта фраза нам так понравилась, что стала названием игры. Скоро мы видоизменили её: мы теперь не писали, а рисовали». По начальным двум словам из первой комбинации и была названа игра .
В «Кратком словаре сюрреализма» ( Le Dictionnaire abrégé du surréalisme ; 1938) было дано следующее определение: «Игра на бумаге, участники которой составляют фразу или рисунок, не имея представления о том, что до них уже было написано или нарисовано». Игра проводилась в двух вариантах: текстовом и рисованном виде. Чаще всего при игре в слова участвовали шесть участников, в то время как при рисовании их было трое-четверо. Среди рисовальщиков стабильными партнёрами часто выступали: Рэй- Миро -Морис-Танги, Бретон- -Морис, Бретон-Танги-Дюамель-Морис, Браунер -Бретон, -Танги и другие. Суть действа заключалась в том, что участник писал или наносил часть текста или рисунка, затем загибал бумагу так, чтобы следующий партнёр не видел, что получилось у предыдущего. Затем коллективное произведение таким же образом передавалось следующему. В итоге получался спонтанный, неожиданный результат. Известно, что если для игры не хватало участников, то сюрреалисты приглашали клошаров и проституток, что вызывало жалобы со стороны соседей и неудовольствие сутенёров .
К началу 1940-х годов относится создание «Марсельской игры» ( Jeu de Marseille ) — оригинальной колоды карт Таро (на основе колоды « Марсельское Таро »), созданной на основе идеи Бретона , или, по другой версии, кого-то из других сюрреалистов . После начала Второй мировой войны и немецкой оккупации Франции Бретон, перед своим отъездом в США, вместе с несколькими своими соратниками переехал в Марсель , где жил в районе Ла-Помм ( La Pomme ) на вилле Эр-Бель ( Air-Bel ). На новом месте они воссоздают свою группу и пытаются возобновить сюрреалистическую деятельность, несмотря на отсутствие средств. Кроме Бретона и его второй жены , в создании колоды приняли участие Виктор Браунер, Оскар Домингес , Макс Эрнст , Андре Массон , Жак Эроль, Вифредо Лам. Художники изменили состав карт, придумали свои масти и фигуры. Вместо принятых Кубков , Жезлов , Пентаклей и Мечей появились новые серии: Замочная скважина , Огонь , Колесо и Кровь, а вместо традиционных карточных персонажей появились фигуры исторических и деятелей искусства, особо почитавшихся сюрреалистами (в частности, Зигмунд Фрейд , Новалис , маркиз де Сад , Жерар де Нерваль ) . Игра была впервые опубликована в сюрреалистическом журнале VVV в 1943 году, а затем выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке .