Interested Article - Ман Рэй
- 2021-12-08
- 1
Ман Рэй ( англ. Man Ray , имя при рождении — Эммануэль Радницкий ; 27 августа 1890 , Филадельфия — 18 ноября 1976 , Париж ) — французский и американский художник , фотограф и кинорежиссёр , представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового ви́дения . В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века [ источник не указан 272 дня ] .
Биография
Детство и ранние годы
Старший сын еврейских эмигрантов (Мейлах Рудницкий и Маня Лурия) из Ковенской губернии . Родился в Филадельфии , штат Пенсильвания . В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк , в 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменила фамилию на Рэй.
В 1908—1912 годах Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица . В 1914 году познакомился с Пикабиа и Дюшаном . Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом .
Начало карьеры
Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке (1915). В 1918 начал всерьёз заниматься фотоискусством и кинематографом , экспериментировал с различными технологиями ( фотограмма (райография), соляризация и др.) Вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма , выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» (1920). В 1920 году изобрёл новый художественный приём — аэрографию .
Ман Рэй и дадаизм
В 1921 переехал в Париж , где в том же году была проведена первая персональная выставка в галерее «Six», организованная Филиппом Супо . Для неё он создал своё первое дадаистское произведение во Франции — « Подарок » ( Le Cadeau ) . Его авторству принадлежит целый ряд других известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций , созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками. В 1923 году он создал своё творение « Объект для уничтожения », который представлял собой обычный метроном , на маятник которого был прикреплён обрезок фотографии женского глаза .
Жизнь в Париже
Убедившись, что невозможно прожить зарабатывая только на творчестве, Ман Рэй приобретает фотокамеру и открывает студию.
Главной музой и возлюбленной Ман Рэя в 1920-х годов на протяжении семи лет была натурщица Алиса Прен, известная среди художников как Кики с Монпарнаса . В 1924 году он создаёт с ней одну из самых известных своих работ — фотографию « Скрипка Энгра » ( серебряно-желатиновая печать , отретушированная карандашом и тушью. 31 × 24,7 см). На ней представлена обнажённая Кики, сидящая к зрителю спиной, на спину которой Рэй нанёс скрипичные эфы. Фотография отсылает к картинам ню лидера европейского академизма XIX века Жана Огюста Доминика Энгра , а также к связанному с художником фразеологизму « Скрипка Энгра ». В мае 2022 года аукционный дом Christie’s продал снимок за $12,4 млн, что сделало её самой дорогой фотографией в истории .
Ман Рэй и сюрреализм
Вместе с Хансом (Жаном) Арпом , Максом Эрнстом , Массоном , Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925). Особое внимание уделял концепции объекта и вещи . Снял несколько авангардистских фильмов ( Морская звезда , по стихотворению Р.Десноса , и др.) , а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера « Антракт ». Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати , Джеймса Джойса , Гертруды Стайн , Жана Кокто , серию ню , для которой позировала молодая художница-сюрреалистка и одновременно подруга Ман Рея, Мерет Оппенгейм (1934). Вместе со своей ассистенткой Беренис Эббот открыл фотографию Эжена Атже , введя его в круг внимания сюрреалистов и более широкой публики. В 1934 году Ж. Т. Соби опубликовал альбом его фотографий, выполненных за последние 15 лет.
Возвращение в США
В 1940—1951 годах снова жил в США , преподавал живопись и фотографию. В 1946 году он женился на Жюльет Браунер с которой жил уже шесть лет. Вместе с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг они сыграли двойную свадьбу — пары были свидетелями друг у друга. В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти. Ман Рэй считается одним из наиболее важных и известных корифеев современной фотографии . В 1963 году был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики», созданное в память Альфреда Жарри . Похоронен на Кладбище Монпарнас . Супругой Мана Рэя Жюльет организован Фонд Мана Рэя, который владеет большой коллекцией его работ и авторскими правами. Дочь Мана Рея является автором серии популярных книг о своём отце и его знаменитых друзьях, в частности, богато иллюстрированной книги об Эрике Сати.
Фильмография
- 1923 — Возвращение к разуму / Le Retour à la raison
- 1924 — О чём мечтают юные фильмы / À quoi rêvent les jeunes films
- 1924 — Антракт / Entr’acte
- 1926 — Оставьте меня в покое / Emak-Bakia
- 1928 — Морская звезда / L'Étoile de mer
- 1929 — Мистерии Замка Костей / Les Mystères du château de Dé
- 1935 — Essai de simulation de délire cinématographique
- 1947 — / Dreams That Money Can Buy
Образ в кино
- 2011 — « Полночь в Париже » (реж. — Вуди Аллен ) в роли Ман Рэя — Том Кордье.
- 2013 — « » (реж. — Ариэль Домбаль ) в роли Ман Рэя — .
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- ↑ Man Ray // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- (англ.) — 2019.
- — С. 6.
- (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 23 января 2009. 21 февраля 2012 года.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- (англ.) . J. Paul Getty Trust. Union List of Artist Names Online. Дата обращения: 24 января 2009. 21 февраля 2012 года.
- , с. 137—142.
- . Дата обращения: 11 января 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Евгения Сидельникова. . Дата обращения: 15 января 2021. 22 января 2021 года.
- . Forbes.ru . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- от 3 февраля 2023 на Wayback Machine . СПб.: Пальмира, 2022, с. 167—171.
- Knowles K. A Cinematic Artist: The Films of Man Ray. Bern; Oxford: Peter Lang, 2009.
- Фотографии XX века. Музей Людвига в Кёльне / пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4 .
Источники
- Duchamp, Man Ray: 50 years of alchemy/ Chrissie Iles, ed. New York: Sean Kelly Gallery, 2004.
- Рэй, Ман. Автопортрет. — СПб. : Клаудберри, 2020. — 504 с. — ISBN 978-5-903974-17-7 .
Литература
- . СПб.: Пальмира, 2022, с. 167—171.
- Войскунская, Н. . — Третьяковская галерея : журнал. — 2010. — № 2 (27).
- Шик И . «Мир фантомов»: автоматизм в экспериментальной сюрреалистической фотографии // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2019. " 4, с. 42-51.
- Allan K. Metamorphosis in 391: A Cryptographic Collaboration by Francis Picabia, Man Ray, and Erik Sat ie // Art History 34, No. 1, p. 102—125.
- Foresta M. Perpetual Motif: The Art of Man Ray. Washington: National Museum of American Art; New York: Abbeville Press, 1988.
- Klein M. Alias Man Ray: The Art of Reinvention; Yale University Press, 2009. ISBN 978-0300146837 .
- Knowles K. A Cinematic Artist: The Films of Man Ray. Bern; Oxford: Peter Lang, 2009. ISBN 9783039118847 .
- Lottman H.R. Man Ray’s Montparnasse. New York: H.N. Abrams, 2001.
- Man Ray’s celebrity portraits. New York: Dover Publications, 1995.
- Naef W. Man Ray: Photographs from the J. Los Angeles: Paul Getty Museum, 1998.
- Naumann F.M. Conversion to modernism: the early work of Man Ray. New Brunswick: Rutgers University Press ; Montclair: Montclair Art Museum , 2003.
- Penrose R. Man Ray. Boston: New York Graphic Society, 1975.
- Schwarz A. Man Ray: the rigour of imagination. New York: Rizzoli, 1977.
- Schippers K . Het formaat van Man Ray. Utrecht: Reflex, 1979.
Ссылки
- Ман Рэй .
- Ман Рэй .
- (англ.) . — Официальный сайт. Дата обращения: 17 августа 2006. 21 февраля 2012 года.
- 2021-12-08
- 1