Interested Article - Зелёный луч (Дюшан)
- 2021-03-19
- 2
«Зелёный луч» ( фр. Le Rayon vert ) — утраченная художественная композиция французского и американского художника Марселя Дюшана , созданная по его указаниям американским архитектором Фредериком Джоном Кислером для Международной сюрреалистической выставки 1947 года. Сюрреалистический объект представлял собой ящик, куда было помещено изображение моря с линией горизонта. Зритель смотрел внутрь через отверстие, за которым, перед видом моря, были помещены цветные стёкла, а на заднем фоне зелёным светом мерцала лампочка. Предполагается, что инсталляция отсылала к оптическому природному явлению, известному как зелёный луч , вспышке зелёного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом или появления его из-за горизонта. Также вероятны аллюзии к одноимённому роману 1882 года французского писателя Жюля Верна , где учёный не видел ничего примечательного в зелёном луче, а художник и девушка, в которую он влюблён, наоборот, стремятся проникнуться красотой этого явления.
История
Создание
Международная сюрреалистическая выставка ( Exposition Internationale du Surrealisme ) прошла с 7 июля по 30 сентября 1947 года в парижской галерее Мейт ( Galerie Maeght ) , чья деятельность началась за два года до этого. Это была первая послевоенная международная выставка представителей движения, разбросанных по миру событиями Второй мировой войны . В ней приняли участие 88 художников из 24 стран. Главной идеей была заявлена тема — «преодоление». Оформлением занимались Дюшан, Кислер и Роберто Матта . Наиболее запоминающимися композициями были «Зелёный луч» Дюшана, «Чёрное озеро» Эрнста, «Антитабу» Кислера . Дюшан с 1942 года находился в США , а после окончания войны вернулся во Францию, где обнаружил, что его имя уже малоизвестно в художественных кругах Парижа . В 1947 году он получил приглашение от основоположника сюрреализма Андре Бретона разработать концепцию выставки и согласился. Дюшан придумал оформление «Зала Суеверий» и «Зала Дождя»; в последнем с потолка падала вода и находился бильярдный стол. Также ему принадлежала идея лабиринта с бесчисленным количеством тупиков, в виде щитов-барьеров, покрытых зелёной тканью . Так как Дюшан вынужден был уехать раньше начала выставки, по просьбе Бретона, на основе его письменных инструкций работу воплотил Кислер , приехавший специально из Нью-Йорка . В частности, кроме оформления убранства помещений, архитектор создал инсталляцию Дюшана «Зелёный луч» .
Описание и художественные особенности
Инсталляция представляла собой изображение с видом моря и линией горизонта, помещённое в ящик. Перед снимком находились цветные стёкла, которые вызывали «оптическую иллюзию реального пейзажа». Для осмотра было предусмотрено круглое отверстие в сукне, а зелёная, мерцающая подсветка внутри конструкции за фотографией создавала эффект нереального, «другого мира». Это ещё более усиливалось тем, что произведение находилось в традиционном для сюрреалистических выставок полумраке, что дополнительно притягивало к себе посетителей . Пейзаж был расположен под небольшим углом, в результате чего для зрителя линия горизонта была несколько наклонена, словно он находился на лодке в бушующем море. Эта аллюзия подчёркивалась в выставочном описании: «Сквозь иллюминатор сияет „Зелёный луч“ Марселя Дюшана» (Un hublot laisse passer le Rayon Vert de MARCEL DUCHAMP) . В названии и концепции произведения содержится отсылка к оптическому природному явлению, известному как зелёный луч (вспышка). Оно представляет кратковременную вспышку ярко-зелёного, изумрудного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом (или появления его из-за горизонта), чаще всего на море. Этот эффект основан на преломлении (рефракция) солнечных лучей в атмосфере и разложении (дисперсия) их в спектр при преломлении .
Французский специалист в области современного искусства Каролин Кро ( Caroline Cros ) отмечала, что коллаж «представлял собой смотровое отверстие размером с женскую грудь или небольшое круглое зеркало, через которое можно было наблюдать оптическую иллюзию — вид ночного морского горизонта, тускло освещённый таинственным источником света» . По оценке российского искусствоведа Ивана Мосина, шуточная композиция показывала, что «между иллюзией и реальностью нет практически никаких границ» . Немецкий историк искусства связал идею инсталляции с романом Жюля Верна « Зелёный луч » ( Le Rayon vert ; 1882) . Согласно сюжету Сэм и Сиб Мельвили, шотландцы из древнего дворянского рода, воспитывают свою племянницу Елену Кампбель, оставшуюся после смерти матери сиротой. Братья строят планы о браке девушки с богатым Аристобюлюсом Урсиклосом, молодым учёным-педантом, лишённым всяческого художественного воображения. Елена заявляет опекунам, что готова выйти замуж после того как увидит зелёный луч, с которым связана легенда о том, что свидетель этого явления никогда не сможет ошибаться в намерениях и скренности чувств людей. Родственники отправляются на Гебридские острова , где в это время находится Урсиклос. Там девушка знакомится с художником Оливером Синклером, между ними возникает симпатия. Урсиклос с физической точки зрения объясняет зелёный луч как простое оптическое явление, а Синклер видит в нём красоту природы. Он иронически предлагает учёному написать работы на темы «какое имеют влияние рыбьи хвосты на движение моря» и «влияние духовых инструментов на образование бурь» . По разным причинам героям долго не удаётся увидеть вожделенный луч, а когда это всё же происходит, то из персонажей на него не обращают внимание только Елена и Оливер. В этот момент они смотрят друг другу в глаза и понимают, что любят друг друга. Они женятся, а Урсиклос остаётся не у дел. Предполагается, что Дюшан в 1947 году уже был знаком с романом Верна, и со своим «игривым, ироничным, нелинейным умом» отождествлял себя с художником Синклером, который завоевал девушку, остроумно высмеивая сухие научные доводы своего соперника. Кроме того, значительная часть образов романа перекликается с собственными экспериментами Дюшана, связанными с оптикой и стереоскопией .
Работа Дюшана была утеряна. Некоторое время её путали с другим фотоколлажем с выставки, на котором, среди прочего, были изображены морской пейзаж и пасмурное небо. Сохранился эскиз композиции Кислера (25.2 x 33.8 cm, Художественный музей Филадельфии ) , а также её снимок, выполненный фотографом выставки 1947 года, ,
Примечания
- ↑ , с. 44.
- (фр.) . Yoyo MAEGHT . Дата обращения: 30 октября 2023.
- , с. 121—122.
- ↑ Michael R. Taylor. Chapter 2. The Genesis, Construction, Installation, and Legacy of a Secret Masterwork // . — Philadelphia Museum of Art & Yale University Press, 2009. — P. 61—75. — 448 p. — ISBN 9780300149791 .
- (англ.) . philamuseum.org . Дата обращения: 30 октября 2023.
- , с. 143.
- ↑ Philadelphia Museum of Art. .
- , с. 144—145.
- , с. 122.
- , с. 69.
Литература
- Верн, Жюль. Зелёный луч. Малыш. Чёрная Индия.: Романы / Пер. с фр. — М. : ММП «Дайджест», 1992. — 496 с. — ISBN 5-7685-0044-8 .
- Кабанн, Пьер. Марсель Дюшан. Беседы с Пьером Кабанном. — М. : Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-91103-507-5 .
- Кро, Каролин. Марсель Дюшан. — М. : Ад Маргинем Пресс, 2016. — 208 с. — (Критические биографии). — ISBN 978-5-91103-294-4 .
- Мосин, Иван. Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. — Санкт-Петербург: СЗКЭО, 2017. — 256 с. — ISBN 978-5-9603-0388-0 .
- 2021-03-19
- 2