Interested Article - Кормон, Фернан
- 2021-05-14
- 2
Фернан Кормон , полное имя Фернан-Анн Пьестр Кормон ( фр. Fernand Cormon , 24 декабря 1845 , Париж — 20 марта 1924 , Париж ) — французский художник- реалист , педагог.
Жизнь и творчество
Сын драматурга Эжена Кормона и актрисы Шарлотты Фюре. Фернан Кормон начинал изучать живопись в Брюсселе , у Жана-Франсуа Портеля . В 1863 году молодой художник возвратился в Париж, где продолжил обучение под руководством Александра Кабанеля и Эжена Фромантена .
В своём творчестве Кормон всегда придерживался требований академического искусства . С 1868 года он выставлял свои работы на парижских Салонах . В 1882 году Кормон создал и возглавлял частную художественную школу ( Ателье Кормон , Монмартр , улица , 10) ; среди его учеников следует назвать таких мастеров, как Анри де Тулуз-Лотрек , Винсент ван Гог , Луи Анкетен , Эжен Бош , Эмиль Бернар , Жан-Дезире Баскуле , Гебхард , Дене , Леон Жубер и другие. В студии Кормона занимались Виктор Борисов-Мусатов , Николай Рерих , Эмиль Визель , Констатин Кузнецов , Исаак Батюков , Александр Шервашидзе , Николай Холявин и другие художники российского происхождения.
В 1890-е годы обучение в частной студии Кормона привлекало выходцев из России отсутствием формальных препятствий к поступлению — профессор достаточно либерально относился к молодёжи: не требовалось знание французского языка, учеников, как правило, принимали без экзаменов, даже рекомендательное письмо не являлось обязательным условием (достаточно было нескольких рисунков, чтобы Кормон убедился, что имеет дело не с дилетантом) .
«Общая система преподавания Кормона была схожа с другими парижскими студиями. Рисование с гипсов или копирование старых мастеров было первой ступенью обучения, в то время как второй и основной являлась штудия обнаженной модели. Таким образом, работа в студии Кормона в целом могла быть приравнена примерно к третьей ступени обучения в Академии художеств — натурному классу, который следовал после гипсоголовного и гипсофигурного классов. <…> Для студента из России работа в Париже до 1897 года была, помимо прочего, единственной возможностью писать обнаженную женскую натуру, которой не было в отечественных учебных заведениях до нововведений в классе Валентина Серова ».
Раз или два в неделю Кормон проводил так называемую «корректуру», правки работ учеников, сопровождаемые комментариями профессора, обращёнными ко всем участникам занятий и превращающие правку работ в импровизированную лекцию . Описывая методы работы Кормона (считавшего самым важным в рисунке точность и расчёт не условных классических пропорций, а умение выявить и передать соотношения частей тела каждого конкретного натурщика), Борисов-Мусатов находил в его подходе немало общего с преподавательской системой П. П. Чистякова . Наряду с многосеансовыми натурными штудиями у Кормона практиковались и наброски-кроки , когда модель меняла свое положение каждые 15 минут — быстрые рисунки помогали ученикам сфокусироваться на общих пропорциях, особом характере модели, её позы, воспитывали остроту взгляда и смелость руки .
Профессор не подавлял своих учеников и в большей мере, чем мэтры других частных студий, поощрял в них индивидуальность. Однако многие из учеников Кормона довольствовались лишь занятиями рисунком в его школе, так как в технике масляной живописи профессор оставался приверженцем академизма , отвергая импрессионизм и последующие новейшие течения . Отдавая должное его системе обучения, художественный критик Яков Тугендхольд в 1915 году писал о Кормоне, что тот «настолько же превосходный рисовальщик, насколько вялый и унылый колорист» .
В 1880 году Фернан Кормон стал кавалером ордена Почётного легиона . Вскоре после этого Кормон совершил путешествия в Тунис и в Бретань . В 1898 году он возглавил Национальную школу изящных искусств ; в том же году Кормон стал членом Академии изящных искусств.
В своём творчестве художник разрабатывал преимущественно исторические и религиозные темы. Был известен также как мастер портрета . Произведения Фернана Кормона хранятся в музее Орсе и других известных собраниях изобразительного искусства.
Галерея
-
Ревность в серале (1874)
-
Гарем (после 1877)
-
Портрет мадам Кормон (1887)
-
Скульптор за работой. Портрет Жана-Леона Жерома в его мастерской. (1891)
-
Каин (1880)
Примечания
- , с. 245.
- , с. 242,252.
- , с. 245—247.
- , с. 256—257.
- , с. 257.
- , с. 259—260.
- , с. 263.
- , с. 263,266.
- , с. 264.
- , с. 246.
Литература
- Усова Е. // Искусствознание. — М. : ГИИ , 2019. — Вып. 3 . — С. 242—271 .
Ссылки
- 2021-05-14
- 2