Interested Article - Софронова, Антонина Фёдоровна

Антони́на Фёдоровна Софро́нова ( 2 [14] марта 1892 , Дросково , Орловская губерния 14 мая 1966 , Москва ) — русская и советская художница , прошедшая путь от сезаннизма « Бубнового валета » через конструктивизм к собственному стилю лирической живописи и графики, развивающему традиции французского постимпрессионизма .

Биография

Антонина Софронова родилась в селе Дросково Орловской губернии в 1892 в семье земского врача Фёдора Васильевича Софронова ( 1859 1936 ). Мать — Александра Николаевна Софронова, урождённая Кулакова ( 1862 1919 ). Сёстры: Елена Фёдоровна Пумпянская ( 1884 1960 ) — педагог ; Лидия Фёдоровна Сафронова (псевдоним Ирнина; 1888 1980 ) — актриса и переводчица; Евгения Фёдоровна Ильина ( 1900 —1984) — биолог. Написание фамилии через А (Сафронова) в некоторых источниках равнозначно написанию с О.

В 1902 1909 училась в Коммерческом женском училище Н. Н. Володкевича в Киеве , окончила с Золотой медалью.

В 1908 семья переехала в Орёл , где Софронова училась в музыкальной школе.

В 1910 1913 училась в Художественной школе Ф. И. Рерберга в Москве, в 1913 1917 — в Студии живописи и рисования И. И. Машкова . В Студии Машкова познакомилась в 1913 с художником Г. М. Блюменфельдом (в крещении Андрей; 1893 1920 ), за которого вышла замуж осенью 1915 , а затем родила дочь Ирину , ставшую художником и популяризатором творчества Софроновой и художников её круга.

В 1914 участвовала в выставке группы « Бубновый валет », в 1917 — в выставке объединения « Мир искусства ». В 1917 вступила в профессиональный Союз художников-живописцев в Москве.

В 1919—1920 преподавала живопись и рисунок в школах Орла и Орловской губернии , в 1920—1921 — в Государственных свободных художественных мастерских в Твери вместе с М. К. Соколовым , её творческим единомышленником и другом.

С 1920-х годов сотрудничала с московскими издательствами, создавая иллюстрации и заставки для журналов.

В 1931 участвовала в 3-й выставке группы «Тринадцать» , сблизясь с художниками этого направления, особенно с Татьяной Мавриной , её супругом Николаем Кузьминым ( 1890 1987 ), ( 1894 1964 ), позднее общалась с кругом Фёдора Семёнова-Амурского .

В 1935—1937 по заказу издательства « Academia » иллюстрировала «Восстание ангелов» Анатоля Франса , оформляла обложки для произведений Оноре де Бальзака . В 1938—1958, вплоть до пенсии, работала по договорам ретушёром в издательстве Медгиз .

В 1941 с семьёй дочери эвакуировалась в Миасс , затем в Башкирию до 1943 .

В 1945 принята в члены МОСХ .

В 1947—1950 работала летом в деревне Джунковка под Москвой, затем в 1952—1965 в Звенигороде , в 1956 — в Крыму ( Бахчисарай ).

С 20 апреля по 5 мая 1962 прошла первая персональная выставка Софроновой в Центральном доме литераторов , организованная при поддержке Вл. Лидина .

В Москве жила в мансарде особняка 1825 г. в Большом Афанасьевском переулке (в советское время «улица Мясковского»), д. 9, кв. 6.

Похоронена на Востряковском кладбище .

Творчество

Творчество Софроновой — уникальный пример независимости в условиях тоталитарного советского государства с его нормативной эстетикой соцреализма .

Сезаннизм

Получив в молодости блестящее художественное образование сначала в московской Школе Рерберга , затем в Студии Машкова , она уже в 22 года выставилась на престижной выставке « Бубнового валета », эстетике которого следовала в ранних работах.

Конструктивизм

В конце 1910-х и в 1920-е годы увлеклась конструктивизмом, создала в этом стиле «Автопортрет» ( 1921 , холст, масло), «Портрет М. К. Соколова» (1920—1921, бумага, уголь), серии абстрактных композиций углём на бумаге, оформление книг, газет и журналов, промграфику. В эти годы было значимым общение и совместная работа в Твери с М. К. Соколовым и с теоретиком русского авангарда , искусствоведом Николаем Тарабукиным .

Экспрессионизм

В острохарактерных зарисовках быта эпохи НЭПа чувствуется влияние гротескной графики немецкого экспрессионизма , особенно Отто Дикса .

Постимпрессионизм группы «Тринадцать» — «русский Марке»

К началу 1930-х гг. эволюционировала в сторону, сблизившую её с художниками группы « Тринадцать »: на смену жёсткому конструктивизму пришла импровизационная лёгкость рисунка и нежность тоновых цветовых решений, лиричность интонации — всё это было развитием эстетики французского постимпрессионизма. Первое время власти относились к этому направлению терпимо, но с учреждением в 1932 Союза художников СССР и внедрением эстетики социалистического реализма такое искусство оказалось чуждым советской идеологии — мастера «Тринадцати» были вынуждены работать по домам, не выставляя своих работ, или переквалифицироваться в книжных графиков. Некоторые члены группы «Тринадцать» погибли, подвергшись сталинским репрессиям.

Созданные тогда пейзажные графика и живопись с безлюдными арбатскими переулками и набережными Москвы-реки побудили единомышленников Софроновой прозвать её «русским Марке»: поэзия оттенков серебристо-серого и водной глади, действительно, сродни пейзажам Парижа и Сены у Альбера Марке . В той же лиричной манере исполнены серия живописных холстов и гуашей «Московский зоопарк», а также портреты современников, включая серию «Бывшие актрисы» (масло, акварель).

Поездки летом на родную Орловщину, в Подмосковье , затем на Украину в 1938 , на Кавказ (Гудауты) в 1939 , в Крым (Бахчисарай) в 1956 , а также эвакуация в Миасс и Башкирию в 1941—1943 —расширили географию пейзажей Софроновой и придали им большую цветность. Работы последних послевоенных 20 лет написаны в индивидуальной мягко-лиричной манере (городские и сельские пейзажи, натюрморты и портреты).

Книжная графика

С 1923 сотрудничала с различными журналами и издательствами, делая иллюстрации, но также исполняя работы без заказа, из любви к автору. Среди её иллюстраций — работы к сказкам Г.-Х. Андерсена (1923), к романам Л. Леонова «Барсуки» (1927), «Восстание ангелов» Анатоля Франса (1935), к поэме М. Ю. Лермонтова «Испанцы» (1937), к поэзии А. А. Блока (1941), к прозе Андрея Белого (1945—46), к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» (1946), к «Алым парусам» и «Бегущая по волнам» А. Грина (1950—52).

Признание

Творчество Софроновой стало широко известно лишь после её смерти усилиями её дочери И. А. Евстафьевой и искусствоведов, которые вернули интерес к русскому авангарду 1910—1920-х годов, а затем и другим направлениям искусства, вытесненным соцреализмом (искусствоведы М. Немировская, О. Ройтенберг , А. Сарабьянов , Н. Голенкевич, И. Савицкий , С. Маркус , Н. Белохвостова и др.). Ещё большее признание пришло в 1993, когда состоялась персональная выставка Софроновой в Государственной Третьяковской галерее к 100-летию со дня её рождения.

Память

  • В Орле летом 1993 открыта Мемориальная доска на здании областной поликлиники № 2, на месте дома, где Софронова жила в 1911—1914 (ныне ул. Горького, 14).
  • В селе Дросково Покровского района Орловской области открыта Библиотека имени Ф. В. Софронова с экспозицией, рассказывающий, в частности, о деятельности земского врача Фёдора Васильевича Софронова и его культурном круге, о художницах А. Ф. Софроновой и И. А. Евстафьевой.

Выставки

Список основных выставок

  • 1914 — 4-я выставка группы «Бубновый валет», Москва.
  • 1917 — «Мир искусства» в Петрограде (под фамилией Н. Ф. Блюменфельд) и в Москве под своей фамилией.
  • 1931 — 3-я выставка группы «Тринадцать».
  • 1962 — Персональная выставка в Центральном доме литераторов, Москва.
  • 1968 — Выставка акварелей А. Ф. Софроновой, Москва, музей-квартира А. М. Скрябина .
  • 1975 — Выставка к вечеру памяти А. Ф. Софроновой, Москва, Центральный Дом художника.
  • 1976 — Выставка рисунков А. Ф. Софроновой к произведениям А. Белого, А. Блока, Н. Гоголя, А. Франса, Ленинград, музей-квартира Ф. М. Достоевского.
  • 1988 — Kunst und Revolution. Art and Revolution. Russische und sowietische Kunst. Russian and Soviet Art. 1910—1932. Wien.
  • 1989 — 100 Years of Russian Art. 1889—1989. From Private Collections in the USSR. London, Barbican Art Gallery, Oxford, Museum of Modern Art, Southhampton, City Art Gallery.
  • 1989 — Выставка работ А. Ф. Софроновой и Г. М. Блюменфельда из собрания И. А. и С. И. Евстафьевых, Москва, Выставочный зал Советского фонда культуры.
  • 1992—1993 — Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915—1932. Франкфурт на Майне — Амстердам — Нью-Йорк — Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  • 1993 — Персональные выставки к 100-летию со дня рождения в Государственной Третьяковской галерее, Москва, затем в Орловском областном музее изобразительных искусств.
  • 1994 — Персональная выставка в Тверской областной картинной галерее.
  • 1995 — «Шумы времени». Выставка, посвященная творчеству А. Ф. Софроновой. Виды Москвы 1920-30 гг. Иллюстрации к произведениям А. Белого. Москва, мемориальная квартира А. Белого.
  • 1999 — «Портрет в творчестве Антонины Софроновой». Галерея «Ковчег», Москва.
  • 2001 — Выставка А. Ф. Софроновой в Клубе завода «Каучук» в Москве в связи с презентацией книги «А. Софронова. Записки независимой».
  • 2002 — Музей-заповедник Л. Н. Толстого «Ясная поляна», Тульская область.
  • 2002 — Выставка в музее-квартире А. Белого в Москве «А. Софронова — иллюстратор».
  • 2002 — Выставка «Москва Антонины Софроновой», Музей-квартира И. Д. Сытина , Москва.

Коллекции

  • Государственная Третьяковская галерея , Москва (там же — двойной портрет Т. А. Мавриной «Антонина Софронова с дочерью Ириной», холст, масло, 65,5 х 80,5 см, 1938)
  • Государственный Русский музей , Петербург
  • Государственный литературный музей , Москва
  • Мемориальная квартира Андрея Белого (Филиал государственного музея А. С. Пушкина), Москва
  • Орловский областной музей изобразительных искусств
  • Тверская областная картинная галерея
  • Архангельский областной музей изобразительных искусств
  • Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени Игоря Витальевича Савицкого, Нукус, Узбекистан
  • Национальная картинная галерея Республики Коми, Сыктывкар
  • Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей
  • Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина, Большие Вязёмы, Московская область
  • Ярославский художественный музей
  • Частные собрания в России и за рубежом

Литература

  • Милашевский В. А. Первый из группы «13». Воспоминания. Материалы к биографии художника. — Псков: Красный пароход, 2019. — 352 с., ил. — ISBN 978-5-91487-140-3 .
  • Немировская М. А. Художники группы «Тринадцать». Из истории художественной жизни 1920—1930-х годов / Мирра Абрамовна Немировская. — М.: Советский художник, 1986. — 215 с., ил.
  • Переписка с М. К. Соколовым, 1921—1947 годы // Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников / Сост., автор предисловия и комментариев Н. П. Голенкевич. — М.: Молодая гвардия, 2003. — С. 35, 36, 46, 67, 70—158, 170, 216, 255.
  • Ройтенберг О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… / Ольга Ройтенберг. — М.: Галарт, 2004.
  • Сарабьянов А. Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. — М.: Советский художник 1992. — С. 251—254. — 352 с., ил. — ISBN 5-269-00326-0 .
  • Софронова А. Ф. Записки независимой. Дневники, письма, воспоминания. — М.: Издательство «Русский авангард», 2001. — (серия «Архив русского авангарда»). — 530 с.
  • Третьяков Н. Благородное служение искусству // Московский художник. — 1962. — № 7. — 20 июля.
  • Yablonskaya M. N. Women Artists of Russias New Age (1900—1930), London, 1990, P. 174—180.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Antonina F. Sofronowa // (нем.)
  3. . philnecropolis.ru . Дата обращения: 2 апреля 2023. 2 апреля 2023 года.
  4. Софронова А. Ф. Записки независимой. Дневники, письма, воспоминания. — М.: Русский авангард, 2001. — С. 507—510.
Источник —

Same as Софронова, Антонина Фёдоровна