В бой идут одни «старики»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Одни» — советский короткометражный фильм 1966 года по одноимённому рассказу Василия Шукшина .
Сорок лет прожили в браке простые деревенские люди Антип и Марфа, двенадцать детей подняли, шестерых забрала война, но теперь в доме они одни. Марфа — строгая, хозяйственная женщина, Антип — мужик работящий, колхозный шорник , искусный в своём деле, изредка берущий в руки балалайку — единственную отдушину в трудовых буднях Антипа и… единственный предмет ревности строгой Марфы. За балалайку, по мнению Марфы только отнимающей у мужа время, Антипу и придётся настрадаться и натерпеться, и не от врагов, а от односельчан, родственников и собственной жены…
В эпизодах: Е. Вольская ( жена Устина ), А. Заботин, И. Заботин, И. Косых , В. Трифонов, Н. Юдин ( возница ), .
Музыкальный консультант фильма и исполнитель на балалайке — балалаечник-виртуоз Михаил Рожков .
Фильм является дипломной ВГИКовской работой двух выпускников режиссёрского факультета Леонида Головни и Александра Сурина , художественный руководитель — Ефим Дзиган .
Объектом исследований стала природа человеческой личности. Готовясь к дипломной работе вместе со своим другом, тоже выпускником режиссёрского факультета Александром Суриным, Леонид обсуждал замысел будущего фильма. Хотелось, чтобы это был глубоко национальный кинорассказ о прекрасной и щедрой душе, о широте и сложности русского характера. Нашли великолепную основу для сценария — рассказ молодого писателя Василия Шукшина.
— Советский экран , 1967
Фильм снят по одноимённому рассказу Василия Шукшина , впервые опубликованном в журнале « Новый мир » (№ 2, 1963), и в том же году вошедший в первый сборник его рассказов «Сельские жители», вышедший в московском издательстве « Молодая гвардия », рассказ «Одни» является центральным рассказом сборника .
Cценарий написан самим Шукшиным в 1965 году, писатель переработал текст для кинематографа и дополнил некоторыми новыми сценами, например, эпизодом с пленными японцами, занятыми на строительстве домов и дорог, по мнению литературоведов таким образом им был установлен локальный маркер характерных реалий послевоенного Алтая — малой родины Шукшина .
Эта первая экранизация произведений Василия Шукшина, и одна из трёх ему прижизненных, наряду с фильмами « Конец Любавиных » (1971) и « Сапожки » (1972), не считая снятых им самим фильмов и снятого по его сценарию фильма « Пришёл солдат с фронта » (1971) .
Актриса Мария Виноградова говорила, что Шукшин приходил смотреть отснятый материал, и сказал, что ему понравилась её работа, и позже взял её на роль в фильме « Калина красная » .