Фирсов, Сергей Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Сергей Львович Штейн ( 2 [14] октября 1911 , Ровно — 18 апреля 1977 , Москва ) — советский театральный режиссёр и педагог. Руководитель театральной студии Орловского дома пионеров (1927—1929), режиссёр Воронежского молодёжного театра (1934), актёр и режиссёр-ассистент Московского ТЮЗа (1934—1940), актёр и режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола (1940—1975), создатель и руководитель детской театральной студии во Дворце культуры Завода им. Сталина (1937—1977).
Родился 2 октября [14 октября] 1911 года в г. Ровно Волынской губернии Российской империи в семье потомственного дворянина.
Отец — Лев Львович фон Штейн (31 октября 1873 года — ?) был подполковником, командиром батареи и преподавал в Михайловской артиллерийской академии в Царском Селе под Петербургом. Во время Первой мировой войны был ранен, после ранения направлен в артиллерийский горный дивизион. После революции 1917 года был оставлен в должности командира своей части. По непроверенным данным умер от сыпного тифа в Сибири. Дата смерти неизвестна. Мать — Зинаида Иосифовна (в девичестве Крушинская; 1880 — ?) работала учителем в гимназии г. Ровно до 1906 года. Серьёзно занималась пением. С 1906 по 1918 годы не работала, воспитывала детей. С 1918 по 1931 годы трудилась в детских домах г. Орла в качестве воспитательницы и заведующей детским домом, затем по состоянию здоровья перешла на работу в лабораторию Орловской областной больницы. В 1940 году вышла на пенсию. Старшая сестра — Нина, умерла в 1923 году (причина смерти неизвестна).
В 1914 году С. Л. Штейн вместе с матерью и сестрой Ниной переехал в Петроград, где прожил до 1918 года. В марте 1918 года переехал в г. Орёл, на родину матери и бабушки. С 1918 по 1927 год С. Л. Штейн воспитывался в Орловской школе-коммуне , где работала его мать. Подрабатывал курьером (разносил по домам актёров тетрадки с ролями), помогал реквизитору в Орловском драматическом театре при (1867—1926), известном антрепренёре, который после революции одним из первых начал ставить пьесы советских авторов. Первый спектакль, который увидел Штейн в Орловском драмтеатре был «Ревизор» Н. В. Гоголя .
Сам Штейн таким образом отзывался о городе своего детства и юности:
«Мне за мою большую жизнь довелось бесконечное количество раз подъезжать к Орлу, отъезжать от Орла и проезжать Орёл, и всякий раз я испытываю неизъяснимое волнение, меня охватывает какой-то трепет. <…> Все это, вероятно, оттого, что какие-то особые чувства и мысли вызывает во мне само понятие „город Орёл“. Я не хочу быть сентиментальным, я сдерживаю себя, чтобы не наговорить этому городу, его улицам, переулкам, мостам, перекресткам и площадям тысячи нежных слов.
Ну что же вы хотите от мальчишки, у которого с этим городом связано все: детство, юность, школьные годы, первое чувство, первые свидания и, наконец, первая проба пера в самом любимом деле — театральном искусстве, которому отдана вся жизнь целиком и полностью. <…>
Я благодарен моему городу за то, что он подарил мне на всю жизнь это чувство — чувство страсти к своему делу. А как оно заражает других людей, как незаметно для самих себя они погружаются в дело, которое становится их второй жизнью, вторым дыханием!» .
В 1930 году С. Л. Штейн окончил среднюю школу. С 1927 года по 1932 год работал в Орловском городском Доме пионеров в качестве руководителя самодеятельного театрального коллектива, который в 1929 году был реорганизован в Орловский театр юного зрителя.
«Орловский дом пионеров был по соседству с очень знаменательными зданиями — старинным домом с садом, описанным Тургеневым в его романе „Дворянское гнездо“, и не менее старинным домом, в котором родился писатель Лесков. Короче говоря, это был поистине поэтический уголок на крутом берегу реки Орлик с изумительным видом на поля, луга, дали» .
В 1931 году Штейн был приглашен в Москву для участия в 1-й Всесоюзной конференции детский театров в Москве. Это не первый приезд будущего мастера в столицу. Ранее, в 1929 году, Штейн с товарищами по труппе Орловского ТЮЗа уже приезжали в Москву как победители области на всесоюзные театральные соревнования.
«Мы привозим в Москву инсценированный отчет Центральночернозёмной области по сельскому хозяйству. На столичных площадках выступают наши тройки с бубенцами, с ямщиками — сцена меняется мгновенно: вот вам, пожалуйста, река, по реке плывет лодка — это ребята проводят свой летний отдых и помогают работать. Между веселыми песнями и частушками, забавными сценами вырастают трудовые достижения колхозов Центральночернозёмной области <…>. Мы выступали на самых крпных площадках Москвы — вплоть до Большого театра СССР. Наш учётный лист был испещрен блестящими отзывами, и в графе „оценка“ стояло „5“» .
После заседания 1-й Всесоюзной конференции детских театров в Москве, как вспоминает сам Штейн, его подозвал к себе А. В. Луначарский и задал несколько вопросов, касающихся театра. Штейн в свою очередь напомнил уже бывшему Народному комиссару просвещения РСФСР (Луначарского сняли в 1929 году) о его поездке в Орел в 1924 году и о его посещении местного Дома пионеров. Закончилось все тем, вспоминает Штейн, что Луначарский посоветовал ему посмотреть «Чудака» А. Н. Афиногенова во 2-м МХАТе , « Бронепоезд 14-69 » по пьесе Вс. Иванова в 1-м МХАТе , «Разлом» по пьесе Б. А. Лаврёнева в Театре им. Евгения Вахтангова , « Лес » по пьесе А. Н. Островского в Театре им. Мейерхольда , «Адриенну Лекуврёр» по пьесе Э. Скриба в Камерном театре .
После Московской конференции Штейн в 1931 году побывал на практике в Ленинградском театре юного зрителя.
С 1933 по 1934 годы служил срочную службу в Орловском артиллерийском полку. В 1934 году, как отмечает Штейн в автобиографии, «был назначен в качестве режиссёра и актёра в Воронежский областной театр» , но уже осенью был приглашен в Московский театр юного зрителя (МТЮЗ) в качестве актёра и режиссёра-ассистента: сказалась известность Штейна после блистательных выступлений труппы Орловского ТЮЗа на всесоюзных театральных соревнованиях в 1929 году.
В 1935 году поступил в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) в мастерскую И. Н. Берсенева , ярко одаренного актёра и режиссёра.
Штейн таким образом отзывается об этом направлении работы мастера:
«А его режиссерские работы! Не могу не упомянуть о тогдашних работах Ивана Николаевича хотя бы потому, что обязан объяснить, кем он был для нас, молодых, еще только мечтавших о режиссуре. Он инсценировал и поставил вместе с С. Г. Бирман «Униженных и оскорбленных» Достоевского — трагический спектакль о человеческой судьбе. Вместе с Бирман он поставил и веселую комедию современного писателя И. Кочерги «Часовщик и курица». Он поставил «Мольбу о жизни» Деваля и играл в этой пьесе Пьера Массубо, ставил вместе с А. Чебаном «Чудака» А. Афиногенова, и для нас было ясно, что это человек широких театральных интересов, огромного творческого диапазона» .
В 1940 году Штейн был принят на работу в качестве режиссера-дипломника в МТЮЗ, а после перешёл в Московский драматический театр им. Н. Э. Баумана (1938-1941), с которым, однако, у Штейна не возникло чувства единства: «Бауманский театр мне давал все, но я не мог брать и ничем не пользовался, так как не любил» ..
В августе 1941 года И. Н. Берсенев приглашает Штейна на работу в Театр Ленинского комсомола (Ленком), в котором режиссёр сразу почувствовал себя своим: «Сейчас много работаю и упиваюсь. В таком театре — это наслаждение. Кажется, теперь уже психовать не буду — причалил, наконец-таки, и успокоился… Счастлив так, что дальше некуда» ..
С Ленкомом у С. Л. Штейна связана вся жизнь — в нём он служил почти 36 лет. В октябре 1941 году, во время Великой Отечественной войны, Штейн вместе с театральной труппой Ленкома вынужденно эвакуируется в Узбекистан. За два года эвакуации (с октября 1941 по апрель 1943) театр поставил 10 премьер, среди которых были спектакли, посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками — «Фронт» А. Е. Корнейчука , «Поединок» братьев Тур и Л. Р. Шейнина , «Так и будет» К. М. Симонова ; свободолюбивый и жизнеутверждающий «Сирано де Бержерак» Э. Ростана ; героический «Парень из нашего города» К. М. Симонова и др.
С. Л. Штейн отличался потрясающей работоспособностью. Многие театры СССР и Москвы приглашали его работать, среди них Московский ТЮЗ, Республиканское музыкально-театральное училище им. А. К. Глазунова, Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя, Одесский театр музыкальной комедии, Воронежский музыкальный театр и другие.
Несмотря на богатую творческую деятельность, С. Л. Штейн не забывал и о воспитании актёров и режиссёров. Отдельной главой в жизни этого талантливого человека был Народный драматический театр ДК ЗИЛа, который он создал, который вел за собой в течение 40 лет и за период руководства которым было поставлено около 50 спектаклей. Штейн создал уникальную школу воспитания актёра с юных лет. Через мастерскую Народного драматического театра ДК ЗИЛ прошли тысячи детей, которые благодаря педагогическому дару С. Л. Штейна выбрали свой жизненный путь. Многие воспитанники режиссёра стали известными театральными деятелями ( Ю. В. Катин-Ярцев , В. К. Васильева , И. В. Таланкин , В. С. Лановой , В. М. Землянкин , А. В. Локтев , В. Б. Носик , и др.).
Умер в 1977 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище (12 уч.) .