Годзилла (фильм, 1998)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Окраина» — резонансный кинодебют сценариста Петра Луцика (1998), который породил острые споры в российской кинопрессе. Сценарий был написан Луциком с постоянным соавтором Алексеем Саморядовым , который погиб за несколько лет до начала съёмок. Премьера на телевидении состоялась 7 ноября 1999 года на ТВЦ .
«Окраина» принадлежит к обойме вышедших в конце 1990-х российских фильмов о народных мстителях (« Любить по-русски », « Сочинение ко Дню Победы », « Ворошиловский стрелок », « Старые клячи ») . Картина заняла 31 место в списке 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша» .
Жители хутора на юге Урала , у которых отобрали землю « новые русские », готовы вернуть её любой ценой. Обуреваемые гневом обманутые селяне не гнушаются никакими методами, чтобы вывести на чистую воду сначала председателя колхоза (который, раскаявшись, присоединяется к их отряду), а потом ещё двух прохиндеев. Ниточка подтасовок приводит в Москву, в высотку с офисом нефтяного олигарха.
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Дубровин | Сафронов Филипп Ильич |
Николай Олялин | Колька Полуянов |
Алексей Ванин | Перфильев Василий Иванович |
Алексей Пушкин | Панька Морозов |
Римма Маркова | Панькина мать |
Виктор Степанов | хозяин кабинета |
первый брат Лыков | |
Виктор Венес | второй брат Лыков |
Махотин | |
Олег Мокшанцев | Симавин |
В фильме звучит музыка Гавриила Попова и Георгия Свиридова из старых советских фильмов (таких, как « Чапаев »).
Сергей Анашкин в издании «Новейшая история отечественного кино» выделяет следующие художественные особенности фильма Луцика :
Фильм разделил критиков на тех, которые расценивали его как явление сугубо художественное, тонкий стёб, и на тех, кто воспринял его как серьёзный «призыв к топору» или, как выразился рецензент одной либеральной газеты, «натуральный кинематографический теракт» . Истоки сюжета искали у Андрея Платонова (« Чевенгур ») и Джона Форда (« Искатели »), обилие карикатурного насилия сравнивали с Тарантино , находили сходство киноязыка с « Мертвецом » Джима Джармуша . В то же время раздавались призывы снять ленту с проката как провокацию . Однако уже через год обнаружилось, что «фильм, грозивший чуть не поджечь страну, прошёл тихо и, кажется, отвалил на окраины киноистории» .
«Окраина» — достаточно синефильское зрелище, пестрящее отсылками к общим местам патетического советского кино: как выразился Л. Аннинский , «не то кино, которое передает живой шелест реальности», а «кино, передающее шелест другого кино» . История крестьянской мести «рассказана языком сталинского кинематографа с его собственными архетипами, жесткой визуальной номенклатурой, насыщенной пафосом и идеологией» . Андрей Плахов уточняет, что речь идет не столько об идеологии, сколько о «мифологии, коллективных грёзах» как неотъемлемой части любого кино :
Название картины отсылает к «Окраине» Барнета , стиль изображения — к «Земле» Довженко и оператора Демуцкого, типажи — к « Чапаеву » и всей мифологии советского монументального киногероизма. Оставаясь безошибочно узнаваемой, она в то же время вывернута наизнанку. Чего стоит хотя бы Николай Олялин (символически безликий Советский Солдат из киноэпопеи «Освобождение» ) в образе каннибала-садиста в черных кожаных штанах. Или Юрий Дубровин в чапаевской папахе — добрый дедушка с блеском палача в глазах. И, наконец, Алексей Пушкин — болезненный отрок, вырастающий в стального вождя; он пародирует одновременно Павку Корчагина и фанатичного Сотникова из « Восхождения ».