Interested Article - Арамейское письмо

Арамейская письменность — система консонантного фонетического письма , развившаяся из финикийского письма .

История

Арамейская письменность, подобно греческой , также развившейся из финикийского письма, легла в основу арамейской ветви алфавитов Востока — как греческий алфавит послужил основой для алфавитов Запада. Арамейское письмо с его огласовками и матрес лекционис породило ряд важнейших алфавитов Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, включая арабский и современный еврейский алфавиты, а также, вероятно, различные письменности Индии ( брахми и далее деванагари ) и их потомки-алфавиты Юго-Восточной и Центральной Азии (в том числе тайское и монгольское письмо).

Распространённость арамейской письменности обусловлена тем фактом, что арамейский язык и письменность, являясь с конца VIII века до н. э. средством международной переписки и общения на Ближнем Востоке, в ходе завоеваний Ахеменидов получили статус дипломатического языка и письменности Персидской империи .

В арамейской языковой среде продолжали существовать и языческие культы; так, у существующей и поныне религиозной секты мандеев (современные Иран и Ирак; несколько сот мандеев живут также в США и Австралии) сохранились священные книги, написанные на мандейском диалекте арамейского языка, этот диалект используют и как язык богослужения, а его более современную форму, по некоторым данным, используют в повседневном общении примерно 1 тысяча человек в Иране; другие иранские мандеи говорят на фарси, а иракские — на арабском.

После арабских завоеваний VII века и создания халифата сирийско-арамейские диалекты были вытеснены арабским языком; процесс этот, однако, был долгим и в основном завершился лишь к XV веку. Ныне существующими наследниками арамейского языка, помимо ассирийского и мандейского диалекта, являются говоры нескольких деревень в Сирии (см. Маалюля , Сайдная ), где живёт несколько тысяч человек, по большей части христиан.

Сирийско-арамейская литература весьма обширна и имеет большое историческое значение. Блистательная эпоха средневековой исламской мысли стала в своё время возможной именно благодаря переводу на арамейский язык, а с него на арабский трудов древнегреческих философов, в особенности Аристотеля.

Алфавит

Двуязычная греко-арамейская надпись (арамейский текст внизу) царя Ашоки (III век до н. э., Кандагар)


Имя буквы Арамейский Звук Эквиваленты в
Имперский

Арамейский

Сирийский В селе

Маалюля

Еврейском Арабском
Форма Буква Текст Форма
𐡀 ܐ /ʔ/ ; /aː/ , /eː/ א أ
𐡁 ܒ /b/ , /β/ ב ب
𐡂‎ ܓ /ɡ/ , /ɣ/ ג ج
𐡃‎ ܕ /d/ , /ð/ ד د
𐡄 ܗ /h/ ה
𐡅‎ ܘ /w/ ; /oː/ , /uː/ ו و
𐡆‎ ܙ /z/ ז ز
𐡇 ܚ /ħ/ ח خ,ح
𐡈‎ ܛ эмфатич. /tˤ/ ט ط
𐡉‎ ܝ /j/ ; /iː/ , /eː/ י ي
𐡊 ܟܟ /k/ , /x/ כ ך ك
𐡋‎ ܠ /l/ ל ل
𐡌 ܡܡ /m/ מ ם م
𐡍 ܢܢ ܢ /n/ נ ן ن
𐡎 ܣ /s/ ס س
𐡏 ܥ /ʕ/ ע غ,ع
𐡐 ܦ /p/ , /ɸ/ , ( /f/ ) פ ף ف
, 𐡑 ܨ эмфатич /sˤ/ צ ץ ص
𐡒 ܩ /q/ ק ق
𐡓 ܪ /r/ ר ر
𐡔 ܫ /ʃ/ ש ش,س
𐡕 ܬ /t/ , /θ/ ת ت,ث

См. также

Примечания

  1. — статья из Британской энциклопедии
  2. Всеволод Викторович Потапов. . — 1997.
  3. Анатолий Павлович Терентьев-Катанский. . — Наука, 1990.
  4. . 19 декабря 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Арамейское письмо