Александер, Джейн
- 1 year ago
- 0
- 0
Дже́ффри Чарльз Алекса́ндер ( англ. Jeffrey С. Alexander ; род. 30 мая 1947 ) — американский социолог. Профессор социологии (Lillian Chavenson Saden Professor of Sociology; 2004-) Йельского университета , профессор- эмерит (с 2001) Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
Представитель Парсонса достижениями других социологических школ (социология конфликта, феноменология ). К неофункционалистам так же причисляют Никласа Лумана и .
(термин «неофункционализм» был введён в научный оборот им самим в 1985 году). Александер, учтя критику функционализма 60-70-х годов, дополнил концепциюСторонник направления «культурсоциологии»/«культуральной социологии» в социологии культуры . Вместе с Роном Айерманом возглавляет Центр культурсоциологии Йельского университета .
Вместе с Петером Штомпкой был инициатором создания в 1986 году Исследовательского комитета по теоретической социологии (Research Committee on Sociological Theory, RC-16; 1987—1994) Международной социологической ассоциации .
На XVI конгрессе Международной социологической ассоциации в Дурбане ( ЮАР ) в 2006 году руководил сессией «Глобальное гражданское общество».
Родился в еврейской семье среднего достатка из предпринимательской среды. Его бабушка по матери, Кейт, родилась в Одессе в 1889 г., а её муж был родом из Польши. Семья отца приехала из Польши в Сан-Франциско в 1848 году — из-за золотой лихорадки. Его отец был рекламистом.
Сам Джеффри вырос в Милуоки . В 1962 году, когда Джеффри было 15 лет, семья переехала в Лос-Анджелес . Хотя семья была достаточно богатой, Джеффри учился в обычной средней школе, каждый день после уроков разносил газеты, а по выходным и всё лето работал уборщиком со столов в ресторанах, собирал шарики на поле для гольфа, упаковывал продукты в бакалейной лавке. Несмотря на принадлежность семьи к среднему классу, его отец считал, что «мальчик должен работать» и должен узнать «нормальную жизнь».
Джеффри нравилось учиться, нравилось заниматься спортом. После окончания школы он оказался одним из трёх счастливчиков из 700—800 школьников выпуска 1965 года, кого приняли в Гарвардский университет . Семья не могла полностью оплачивать обучение и поэтому Александеру пришлось взять кредит в банке, который покрывал лишь тысячу долларов оплаты за год, вторую тысячу он получал в качестве стипендии, и ещё одну тысячу платил отец. Джеффри нравилось изучать социологию, особенно его привлекали идеи Майкла Уолцера. Позже он познакомился с Дэвидом Рисменом , и другими. После нескольких лет учёбы в Гарвардском университете Джеффри присоединился к леворадикальному студенческому движению « » (SDS). Наибольшее влияние на формирование его как учёного оказали книги Алексиса де Токвиля , Макса Вебера , Карла Маркса , тексты которых читали на занятиях. Джеффри слушал курс политической теории у Карла Фридриха , курс Толкотта Парсонса по эволюционной теории. Ему нравилось читать интеллектуальную утопическую социальную теорию Герберта Маркузе (« Одномерный человек » и т. д.) Он посещал курсы по написанию художественных произведений, а также писал статьи в ежедневной студенческой газете «Гарвард Кримсон».
Когда Джеффри поступал в Гарвардский университет, то думал, что станет адвокатом или врачом и будет активно принимать участие в политике, но примкнув к радикалам, открыл для себя мир социальной теории. Его настоящими героями были « The Beatles » и « The Rolling Stones ». Он писал музыкальные обзоры для « Los Angeles Times », брал интервью таких известных рок-музыкантов как Джим Моррисон из « The Doors », Нил Янг , Бинг Кросби , Смоки Робинсон , став первым обозревателем рок-н-ролла в одной из крупнейших американских газет.
Собираясь стать интеллектуальным журналистом, после получения в Гарвардском университете степени бакалавра в 1969 году Джеффри переходит в Калифорнийский университет в Беркли , который был тогда самым «левым» университетом. В первый год там он весьма активно участвовал в университетском движении левых , но постепенно отошёл от революционной политики, стал читать Вебера и Эмиля Дюркгейма , углубился в социологические теории, начав писать четырёхтомный труд « », впоследствии опубликованный в 1982—1983 гг. Он работал вместе с , Нейлом Смелзером , Лео Лёвенталем и Робертом Беллой . В 1978 году в Калифорнийском университете в Берки Джеффри защищает диссертацию и получает доктора философии Продолжает там работать до 2001 года, после чего переходит на работу профессором социологии в Йельский университет , где по нынешний день возглавляет основанный им совместно с Роном Айерманом Центр культурной социологии ( англ. Center for Cultural Sociology ).
Интеллектуальную жизнь Александер можно разделить на два больших периода. В течение двух десятилетий, с начала 1970-х гг. до начала 1990-х гг. он развивал , но к середине 1980-х гг. начал чувствовать себя «неудобно» с Парсонсом и неофункционализмом, частично потому, что выработал гораздо более сознательное отношение к сталинизму , антисемитизму и Холокосту . Находясь под влиянием Клиффорда Гирца и своего учителя Роберта Беллы , он начал изучать такие культурно-ориентированные традиции, как семиотика , структурализм , постструктурализм , герменевтика , нарративная теория, культурная антропология . С середины 1980-х гг. до середины 1990-х гг. Джеффри Александер с одной стороны, продолжает развивать функционализм, а с другой — писать работы совершенно иного плана. В 1993 г. он проводит год в Европе с группой Алена Турена в Высшей школе социальных наук . В начале 1990-х гг. Джеффри окончательно покидает неофункционалистский проект, берётся за культурную социологию и начинает формулирование теории гражданской сферы.
Принимает участие в редактировании следующих журнало