Частота дыхательных движений
- 1 year ago
- 0
- 0
Тео́рия социа́льных движе́ний , или тео́рия обще́ственных движе́ний (англ. ) — коммуникативная теория, имеющая целью узнать причины возникновения общественных движений , а также исследовать вклад общества и индивида в события социальной жизни .
Авторами, которые разработали методологический аппарат теории социальных движений, считаются американские социологи Майер Зальд и Роберт Эш. Первые работы, посвященные проблематике развития теории общественных движений, увидели свет в 1970-х годах . При этом шаги на пути к формированию теории социальных движений как самостоятельного направления в рамках социологической науки осуществлялись еще в 1920-х годах , когда возникли классические теории социологии. Они характеризуются общей направленностью на поиск социально-психологических детерминант участия индивидов в общественных движениях . Такой подход возможно объяснить реакцией на социологические концепции XIX века, которые определяли общественные движения как следствие рационализации социальной жизни и изменения способов производства . Эти теории нацелены на объяснение таких феноменов, как поведение толпы , сектантское поведение, массовая паника .
В рамках классического подхода поведение человека в толпе выделялось в особый тип, отличный от «нормального» поведения человека в обычной повседневной ситуации. Поведение толпы в рамках этих теорий имеет следующие характеристики:
Особый тип поведения толпы, с одной стороны, является следствием экстремальных психологических состояний каждого человека в толпе и, соответственно, ростом внушаемости и снижением способности к критическому мышлению. С другой стороны, существует мнение о том, что поведение толпы обусловлено реакцией индивидов на ситуации неопределенности.
В течение сорока лет социологи в рамках теории общественных движений разработали несколько направлений и теорий, среди которых возможно выделить теорию мобилизации ресурсов, теорию новых общественных движений, концепцию политических возможностей, теорию статусной политики, теория массового общества и некоторые другие.
Ключевым объектом теории социальных движений, как ясно из названия, являются общественные движения. М. Зальд определяет их как «набор взглядов и убеждений группы людей, которые предпочитают изменить некоторые элементы социальной культуры или распределение благ в обществе, или того и другого одновременно».
Впервые термин социальное движение ввел немецкий философ Л. фон Штейн в 1850 году при анализе общественных движений во Франции. Ч. Тилли полагает, что «коллективное действие состоит из действующих совместно людей в достижении общих интересов», а « мобилизация — это процесс, которым группа приобретает коллективный контроль над ресурсами, необходимыми для действия. Этими ресурсами могут быть рабочая сила, товары, оружие, избирательные голоса и любое количество других вещей». Согласно позиции социолога, анализ коллективных действий включает в себя пять элементов:
Социальные движение отличаются разнообразием. Существуют как легальные общественные движения ( судебные процессы, , демонстрации ), так и акты гражданского неповиновения ( бойкот , захват объектов и территорий).
Ключевой целью социального движения является использование имеющихся возможностей и ресурсов для мобилизации и изменения. Существует четыре типа ресурсов, которые играют ключевую роль в обеспечении успеха социального движения:
Были выделены четыре классические традиции коллективных действий:
Главной целью теории массового общества является изучение влияния модернизации и сопутствующих ей социальных изменений на индивида в условиях аномичной городской среды, для которой характерны фрустрация , дезориентация и раздражение. С позиции этой теории участие в социальных движениях — то иррациональный экстремистский ответ на высокую неопределенность окружающей среды.
Этот подход отражает негативное влияние стремительных социальных изменений на индивидов. Теория стремится объяснить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на изменение социальных ожиданий индивидов в условиях глобализации , урбанизации , политических изменений. Депривация означает обделенность социальными благами, отделенность от благополучного уровня социума. Этот процесс обусловлен растущими ожиданиями, а неудовлетворенность порождает негативную иррациональную реакцию. Следствием этой реакции является участие в социальных движениях. В результате они концентрируют все свое внимание на фазе возникновения коллективного поведения и не позволяют выяснить организационную базу движений и их потенциальные связи с более широкими политическими движениями.
Представители этого подхода рассматривают участие в крайних политических движениях как попытку сохранить собственную значимость, идентичность и привилегии в борьбе как с реальными, так и с предполагаемыми угрозами. Указанные выше относятся к классическим теориям социальных движений.
Структуралистская теория, которая предусматривала не анализ реакции конкретного индивида, а исследования на уровне социальных структур. Приобрела особую популярность в 1970-е годы, когда начался расцвет различных политических движений ( феминистических , антимилитаристских , экологических, движений за права сексуальных меньшинств ). В фокус исследования попадают организация социального движения и попытки лидеров мобилизовать все возможные виды ресурсов — от людских до информационных и финансовых. Лидеры движений рассматриваются как лица, целенаправленно и рационально планирующие действия сторонников, выстраивая определенную стратегию. Базисными понятиями, на которых строятся такие теории, являются доступность ресурсов, эффективность организационных структур движения и т.д .
Этот подход рассматривает значение социальных движений шире — в контексте социальных изменений. Сторонники этого подхода полагают, что развитие общественных движений связано с отсутствием отклика и реакции на запросы и нужды их участников. Новые социальные движения, возникшие после классовых рабочих движений, имеют гораздо более гибкую и разнообразную структуру, тактику и стратегию деятельности, опираются на разные ценности. Главным драйвером развития этого подхода стал переход от индустриального общества к постиндустриальному, когда объем изменений в политической, экономической и общественной жизни вызвал бурный рост различных социальных движений. Соответственно, как полагают сторонники этого подхода, возникновение социальных движений обусловлено реакцией на процессы модернизации.
В целом классические теории социальных движений часто подвергались критике за выдвигаемую ими идею, согласно которой всякое участие в движениях может рассматриваться как иррациональное поведение. В отличие от них более современные — постклассические — теории фокусируют свое внимание на коллективном действии, оформленном в организованное движение, имеющее рационально обоснованные цели и стратегии.