Interested Article - Зворыкин, Борис Васильевич

Бори́с Васи́льевич Зворы́кин ( 19 сентября ( 1 октября ) 1872 1942 ) — русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик .

Биография

«Нечестивый тевтон и богатырь святорусский», почтовая открытка , 1916

Родился 19 сентября (1 октября) 1872 года в Москве.

« Родители его: отец потомственный почётный гражданин , временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания».

После окончания 3-й московской гимназии в сентябре 1892 года, учился в течение года Московском училище живописи, ваяния и зодчествах , а уже в 1898 году выходят первые книги с его иллюстрациями. Художник много работает для издательств И. Д. Сытина , А. И. Мамонтова , И. Н. Кнебеля , А. Ф. Маркса , А. А. Левенсона .

Первым удачным опытом в области иллюстрации детской книги стала «Сказка о золотом петушке», изданная в 1903 году Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона . Иллюстрировал детскую книгу Зворыкин и в последующем: «Про Марью Моревну» (М., Б. Аванцо, 1904), «Комар и ласточка» (Типография А. И. Мамонтова, 1904), «Приключения зайчика» ( Руммель Н. С. — Товарищество И. Д. Сытина , 1912), «Из детства Литы» ( Щепкина-Куперник Т. Л. — Товарищество И. Д. Сытина, 1913), «За родину!» ( Шредер Е. И. — Товарищество И. Д. Сытина, 1915), «Горькая луковка» ( Сухотин П. С. — Товарищество И. Д. Сытина, 1915), «Яга и земляничка» ( Смирнов А. В. — Товарищество И. Д. Сытина, 1916), «Рождественский дед» ( Смирнов А. В. — Товарищество И. Д. Сытина, 1917).

Зворыкин оформлял юбилейные и подарочные книги: «Альбом в память семидесятилетнего юбилея Императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства» (Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон, 1911), «Календарь на 1912 год. В память столетнего юбилея Отечественной войны» (Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон, 1912). Б. В. Зворыкин стал одним из самых известных авторов рисунков к рождественским, новогодним, масленичным и пасхальным открыткам. Его привлекали к оформлению театральных программок, меню торжественных обедов, поздравительных адресов.

Получил известность Зворыкин и как автор художественных открыток, выполнив акварелью серии на темы «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Пословицы», «Русские храмы», «Русские былины», «Охота» и др.

В 1909—1912 гг. художник участвует в крупном монументальном проекте —оформлении Феодоровского Государева собора в Царском Селе (1902—1912). Зворыкиным исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 г. роскошному альбому «Фёдоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровского Чудотворца». Последовательный приверженец и творец «русского стиля», Зворыкин был высоко оценён членами императорской фамилии. После окончания работ в Царском Селе он получает благодарность императора Николая II и продолжает работать в области монументальной живописи в Симферополе, где расписывает кафедральный собор Св. равноапостольного Александра Невского .

В 1913 году работал над «Изборником дома Романовых» .

«Не жалей каблука — валяй трепака !» Почтовая открытка.

В 1915 году Зворыкин, наряду с другими известными художниками ( И. Билибиным , В. Васнецовым , К. Маковским , М. Нестеровым, Н. Рерихом ), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями, стал учредителем « Общества возрождения художественной Руси » — организации, которая ставила целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях».

В конце 1917 — начале 1918 г. художник сотрудничал (одновременно с С. Чехониным и А. Бенуа ) с детским альманахом «Творчество» (иллюстрации к сказке А. Ремизова «Товарищи», книге В. Волжанина «Древняя Русь в пословицах и поговорках»). Тогда же проиллюстрировал для издательства И. Д. Сытина и две книжки «сказочек» В. Смирнова — «Рождественский дед» и «Яга и Земляничка».

В 1919 году он занимался оформлением обложек журнала «Красноармеец» и создал политические плакаты «Бой красного рыцаря с тёмной силой», «Красный пахарь». Эти работы стали последними, вышедшими на родине.

В 1921 году из Крыма через Константинополь, Александрию, Каир Зворыкин уезжает в Париж, где продолжает плодотворно работать. В 1922 г. он исполнил красочные видовые иллюстрации и графические рисунки к книге «История Советов» («Histoire des Soviets») А. де Винделя, выпущенной Ж. Маковским. Несколько ранее началось долговременное сотрудничество Зворыкина с издательством «Пиацца», имеющим итальянские корни. Для «Пиаццы», специализировавшейся на библиофильской продукции, он оформил книги «Роман о Жане из Парижа» («Le roman de Jean de Paris», 1924), «Песнь о Гайавате» («Le chant de Hiawatha») Г. Лонгфелло (1927), а также изящные подарочные издания небольшого формата в серии «Ex oriente lux». В 1925 г. в оформлении Зворыкина вышла книга "«Золотой петушок и другие сказки» («Le Coq d’or et d’autres contes») А. С. Пушкина; в отличие от московского издания 1903 г., парижское было выполнено в манере орнаментальной эстетики средневековой книжной миниатюры. Наивысшим достижением Зворыкина в его работе с «Пиаццой» стал « Борис Годунов » («Boris Godounov») А. С. Пушкина (1927). В этом роскошном библиофильском издании он достиг необычайного искусства в создании цельного ансамбля книги и разработке сложных орнаментальных композиций.

Кроме объёмных работ, художник выполнял и обложки: для партитуры оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», для литературно-художественного альманаха «Москва» (выпущен в Берлине О. Дьяковой в 1926 г.) и др.

В 1928 году Зворыкин участвовал в выставке «Роскошная книга 1923—1927» («Exposition du Livre de Luxe 1923—1927») в Музее книги в Брюсселе.

В 1930-е гг. он продолжает развивать в своём творчестве русскую тему, участвуя в различных эмигрантских проектах. В 1935 г. выставляет в книжном магазине «Librairie Generale» («Общая библиотека») в Париже акварельные рисунки с изображением дореволюционной формы полков 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии; в том же году вместе с членами общества «Икона», основанного В. П. Рябушинским , участвует в выставке икон в храме Христа Спасителя в Аньер-сюр-Сен , для которого написал икону храмового праздника — икону Божьей Матери Калужской. В конце 1930-х гг. Зворыкин перевёл на французский язык русские сказки « Снегурочка », « Василиса Прекрасная », « Марья Моревна » и « Жар-Птица », и выполнил уникальный рукописный иллюстрированный альбом, который преподнёс в дар своему основному работодателю Л. Фрикателли. Этот альбом не был опубликован при жизни автора, только в 1978 г. его издали на английском языке при содействии вдовы президента США Жаклин Кеннеди-Онасис .

Умер Борис Зворыкин в начале 1942 г. в оккупированном немцами Париже, оставив после себя обширное наследие, богатое и разнообразное, охватывающее стилистический диапазон от модерна до арт-деко .

Галерея

Иллюстрации Бориса Зворыкина к « Борису Годунову » А. С. Пушкина

Избранные иллюстрации к Сказкам Пушкина

Открытки на тему Наполеоновских войн

Открытки на другие темы

Книги, оформленные Борисом Зворыкиным во Франции

  • Histoire des Soviets / publiée sous la direction de m. Henri de Weindel. — Paris: Jacques Makowsky, éditeur, 1922.
  • Marchand, J. Le roman de Jean de Paris / décoration et illustrations de B. Zworykine d’après les éditions illustrées du XVIe siècle du roman de Jean de Paris. — 5 me ed. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1924].
  • La rose de Bakawali / ce conte a été traduit de l’Hindoustani par Garcin de Tassy; la miniature servant de frontispice à cet ouvrage est de B. Zworykine. — 6 me ed. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1924].
  • Pouchkine, A. S. Le Coq d’or et d’autres contes / illustrés par B. Zworykine. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1925].
  • Guyot, Ch. La légende de la ville d’Ys, d’après les anciens textes / [l’ornementation de l’ouvrage a été spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1926.
  • Pouchkine, A. Boris Godounov / l’illustration et la décoration de l’ouvrage ont été exécutées par Boris Zworykine; traduction française de A. Baranoff . — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, [1927]
  • Le Cantique des Cantiques. [Traduction nouvelle par Franz Toussaint] / miniature et ornamentation de B. Zworykine. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1927.
  • Longfellow, H. W. Le chant de Hiawatha: D’après les légendes peaux-rouges / [l’ornementation de cet ouvrage a été spécialement dessinée par H. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1927.
  • Ehrhard, A. La Légende des Nibelungen. [L’ornementation de cet ouvrage à été spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929.
  • Steinilber-Oberlin, E., Kuni, M. Le Livre des Nô: Drames légendaires du vieux Japon / [ornementation spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929.
  • Segonzac, R. La légende de Florinda la Byzantine [seul grand papier avec une ornementation spécialement dessinée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1929.
  • Lucien, S. Scènes de courtisanes / [le texte a été traduit par H. Piazza et Ch. Chabaud; le frontispice et les en-têtes sont de Mario Laboccetta; la décoration a été exécutée par B. Zworykine]. — Paris: l’Édition d’art H. Piazza, 1930.

Примечания

Комментарии
  1. Серия открыток была, вероятно, выполнена Зворыкиным, к юбилею Отечественной войны 1812 года , который широко отмечался в 1912 году. Несмотря на высокохудожественный уровень исполнения, на открытках присутствуют и очевидные неточности. Так, в сцене нападения казаков на французский обоз, французские кавалеристы ( Конные егеря Императорской гвардии ) вместо узких лосин одеты в широкие красные шаровары, которые французская армия носила полвека спустя, во времена Наполеона III .
Источники
  1. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 252—273. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2 .
  2. Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Ф.680 оп.2 д.1165
  3. Венгеров, А. . «КомпьюАрт» №5, 2013. Дата обращения: 29 января 2020. 1 февраля 2020 года.
  4. В биографическом словаре «Художники Русского Зарубежья. 1917—1939» ( Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. — СПб., 1999) отмечено, что умер Б. В. Зворыкин «не ранее 1935», затем стали указывать, не указывая конкретный первоисточник — 1942 год (См. . 2 декабря 2012 года. и Медведев Ю. . Дата обращения: 1 ноября 2012. 2 декабря 2012 года. // Родина. — 2006. — № 1.).

Источники

  • Аксёнова Г. В. «Приверженец и творец русского стиля» // Московский журнал. — 2012. — № 8 . — С. 76—86 . — ISSN .
  • . Дата обращения: 16 апреля 2012. Архивировано из 5 марта 2016 года. .

Ссылки

  • . Дата обращения: 25 апреля 2020. 1 июля 2009 года.
  • . Дата обращения: 27 октября 2008. Архивировано из 18 октября 2013 года.
  • . Дата обращения: 5 июня 2008. Архивировано из 5 июля 2012 года.
  • . Дата обращения: 5 июня 2008. Архивировано из 26 июня 2012 года.
  • от 28 сентября 2013 на Wayback Machine
Источник —

Same as Зворыкин, Борис Васильевич