Interested Article - Фонтан (Дюшан)

Фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем , в качестве фона была выбрана картина Хартли Марсдена «Войны»

Фонтан ( англ. Fountain , фр. Fontaine ) — наиболее известный реди-мейд , представленный Марселем Дюшаном в 1917 году , который является обыкновенным писсуаром с подписью « R.Mutt » (Р. Дурак). Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников. Произведение Дюшана не было официально отклонено комитетом из-за правила, по которому у художников, заплативших взнос, все работы должны были быть приняты; однако на показ работа не была выставлена. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица . Фото было опубликовано в журнале The Blind Man , однако оригинал считается утерянным. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи . Сегодня в нескольких музеях представлены копии писсуара.

Создание

Почти за два года до создания «Фонтана» Марсель Дюшан прибыл в США , где был вовлечён во фрондёрское антихудожественное культурное движение « Дада » в Нью-Йорке . По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан при сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства на пятой авеню 118. Дюшан принёс писсуар в свою студию, повернул его на 90 градусов от нормального положения, подписав: « R. Mutt 1917 » . По другой версии, в 1917 году Дюшан отправил письмо своей сестре, где указывал, что одна из его подруг под псевдонимом Ричард Мутт подарила ему фарфоровый писсуар в качестве скульптуры . Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами: дадаистка Фрейтаг-Лерингховен и Аллен Нортон, который опубликовал в журнале The Blind Man эссе, посвящённое «Фонтану» Дюшана .

Когда Дюшан входил в состав совета общества независимых художников, вокруг «Фонтана» разгорелись горячие споры, так как остальные члены не знали, кто был автором «Фонтана». В результате было решено не допускать произведение до выставки. В знак протеста Дюшан ушёл из совета .

Второй выпуск журнала Тhe Blind Man описывал споры известных дадаистов ( Беатрис Вуд , Вальтера Аренсберга) относительно того, можно ли считать работу Дюшана искусством. В частности Беатрис отметила следующее:

Не имеет значения, сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет. Он ВЫБРАЛ именно его. Он взял непримечательный предмет обихода и расположил композиционно так, что с новым названием и под новым углом зрения пропало его старое утилитарное назначение, сформировав тем самым новое понимание объекта .

В защиту работы Дюшана Беатрис добавила:

Единственный вид искусства, который США подарило миру — это сантехника и мосты .

Вскоре после демонстрации фонтана он пропал. По предположению биографа Дюшана Кэлвика Томкинса, писсуар был выброшен как мусор .

Первая репродукция «Фонтана» была сделана Дюшаном в 1950 году , позже также в 1953 и 1963 годах . В 1964 году другими художниками было сделано восемь фонтанов-писсуаров . Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне , музее современного искусства Сан-Франциско , художественном музее Филадельфии , национальной галерее Канады , центре Помпиду и Тейт Модерне . Все восемь экспонатов были изготовлены из фаянса, походившие на оригинальный фарфор с чёрной подписью .

Сам Дюшан в ответ на то, что его произведение стало пользоваться высокой популярностью, через много лет ответил следующим образом:

Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством .

Предпосылка к созданию

Начало XX века считается эпохой радикальных перемен традиционного понятия идеалов и искусства. Так широкой популярностью стал пользоваться импрессионизм , было образовано более радикальное движение — дадаизм , суть которого заключалась в отрицании традиционного понятия рационализма и логики и последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики . В Европе и Америке образовывались новые сообщества художников импрессионизма и дадаизма . Сам «фонтан» является видом тогда инновационного реди-мейда . Считалось, что самым радикальным вызовом традиционному искусству стал именно писсуар Дюшана, однако сам автор «Фонтана» не признавал в своём произведении искусство, а наоборот насмешкой над искусством как таковым и авангардом .

Наследие

«Фонтан»: одна из восьми копий 1964 года , созданная Артуром Шварцем на основе фотографии оригинала. Тейт Модерн , Лондон

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века , набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо « Авиньонские девицы » . Представители журнала The Independent отметили в 2008 году , что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу» .

В ноябре 1999 года на аукционе Сотбис одна из восьми копий «Фонтана» 1964 года была продана за 1,7 миллиона долларов .

Влияние

  • В 1993 году Авдей Тер-Оганьян представил публике в Галерее в Трёхпрудном переулке работу «Проблемы реставрации произведений современного искусства» . Авторский комментарий был следующим: «Я представил ситуацию, в которой „Фонтан“ Дюшана разбился. Как поступят музейные работники? Склеят старый, или купят новый. Думаю, они поступят самым нелепым образом — изготовят копию. А ведь дело не в конкретном предмете, а в идее. Дюшан даже оставил инструкцию, чтобы в музеях выставляли всегда обычную новую модель за три копейки — во избежание превращения „фонтана“ в ностальгический антиквариат» .
  • В 2006 году 77-летний Пьер Пиночелли был приговорён к трёхмесячному условному сроку и штрафу в размере 245 490 долларов за уничтожение писсуара молотком в Центре Помпиду . По утверждениям Пьера, таким образом он хотел «увеличить ценность писсуара».
  • Сюжет полнометражного фильма « Отель „Белград“ » от авторов сериала « Кухня » строится вокруг похищения и повреждения фонтана Дюшана .

Примечания

  1. Tomkins, Duchamp: A Biography , p. 186.
  2. . BBC News. 2004-12-01. из оригинала 27 ноября 2010 . Дата обращения: 10 апреля 2013 .
  3. Tomkins, Duchamp: A Biography , p. 181.
  4. Saltz, Jerry. (англ.) // The Village Voice : newspaper. — 2006. — 21 February.
  5. Duchamp, Marcel trans. and qtd. in Gammel, 224.
  6. Gammel, 224—225.
  7. Cabanne, Dialogs with Marcel Duchamp , p. 55.
  8. от 24 июля 2010 на Wayback Machine , Vol. 2, 1917, p. 5.
  9. Quoted in Gayford, Martin (2008-02-16). . London: The Daily Telegraph (Review). p. 10 at 11. из оригинала 23 июня 2008 . Дата обращения: 10 апреля 2013 .
  10. . Дата обращения: 10 апреля 2013. Архивировано из 12 октября 2004 года.
  11. . Tate. Дата обращения: 10 апреля 2016. 24 апреля 2006 года.
  12. . РИА Новости. 2012-07-28. из оригинала 20 ноября 2012 . Дата обращения: 10 апреля 2013 .
  13. Дадаизм и сюрреализм / Ред. Ванслова В. В. и Колпинского Ю. Д..
  14. . newizv.ru. 2005-10-19. из оригинала 4 марта 2016 . Дата обращения: 11 апреля 2013 .
  15. . The Museum of Modern Art. Дата обращения: 10 апреля 2016. 20 июня 2010 года.
  16. . teterin.ru. из оригинала 20 августа 2020 . Дата обращения: 11 апреля 2013 .
  17. . BBC News. 2004-12-01. из оригинала 27 ноября 2010 . Дата обращения: 10 апреля 2013 .
  18. . . 2004-12-02. из оригинала 30 ноября 2019 . Дата обращения: 10 апреля 2013 . {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |publisher= ( справка )
  19. Hensher, Philip (2008-02-20). . London: The Independent (Extra). pp. 2—5. из оригинала 6 июля 2008 . Дата обращения: 1 октября 2017 .
  20. Marquis, Marcel Duchamp: The Bachelor Stripped Bare A Biography , p. 5.
  21. Кругликов В. от 26 ноября 2020 на Wayback Machine // adindex.ru. — 2011. — 19 апр.
  22. . www.onepeople.com. Дата обращения: 10 апреля 2016. 20 февраля 2020 года.
  23. . Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано из 17 мая 2011 года.
  24. . . 2006-01-25. из оригинала 28 ноября 2019 . Дата обращения: 10 апреля 2013 . {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |publisher= ( справка )
  25. . BBC News. 2006-01-06. из оригинала 16 мая 2009 . Дата обращения: 11 апреля 2013 .
  26. . Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано из 4 декабря 2014 года.
  27. stranger. . Дата обращения: 1 апреля 2020.
  28. . at Khan Academy . Дата обращения: 4 января 2013. 21 апреля 2013 года.

Литература

  • Pierre. . — [S.l.]: Da Capo Press , 1979 (1969 in French). — ISBN 0-306-80303-8 .
  • (англ.) . Cambridge, MA: MIT Press , 2002.
  • Hubregtse, Menno. (англ.) // Revue d'art canadienne/Canadian Art Review : journal. — 2009. — Vol. 34 , no. 2 . — P. 28—42 . 22 октября 2013 года.
  • Kleiner, Fred S. (англ.) . — Belmont, Calif.: (англ.) , 2006. — ISBN 0-534-63640-3 .
  • Kuenzli, Rudolf E., Naumann, Francis M., Marcel Duchamp: Artist of the Century , Issue 16 of Dada surrealism, MIT Press , 1991, ISBN 0262610728
  • Marquis, Alice Goldfarb. (англ.) . — Minneapolis: MFA Publications: MFA Publications, 2002. — ISBN 0-87846-644-4 .
  • Naumann, Francis M., The Recurrent, Haunting Ghost: Essays on the Art, Life and Legacy of Marcel Duchamp , New York 2012, pp. 70-81
  • Schwarz, Arturo, The Complete Works of Marcel Duchamp , revised and expanded edition, New York 1997, no. 345, pp. 648-50
  • Tomkins, Calvin. Duchamp: A Biography. — New York, N.Y.: (англ.) , 1996. — ISBN 0-8050-5789-7 .

Ссылки

  • Betacourt, Michael . Art Science Research Laboratory (2003). 1 марта 2006 года.
  • West, Patrick (2004-12-13). . (англ.) .
Источник —

Same as Фонтан (Дюшан)