Чернеево (Ярославская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Антииску́сство
— широко используемый термин, обозначающий ряд
авангардистских
концепций, взглядов и течений, отрицающих первоначальное определение
искусства
и ставящих под вопрос искусство в целом. Термин прежде всего ассоциируется с
дада
-
модернистским
течением в искусстве начала XX века и был впервые употреблён приблизительно в 1913—1914 годах французским и американским художником, теоретиком искусства
Марселем Дюшаном
, когда тот начал создавать первые произведения в технике
реди-мейд
. Впоследствии термин был перенят
концептуалистами 1960-х годов
для описания творчества художников, отказавшихся от традиционных практик искусства и от создания произведений, предназначенных на продажу, а также многими другими течениями в искусстве, такими как
мэйл-арт
конца 1950-х годов или группой
Молодых британских художников
, начавших совместный творческий путь в 1988 году
.
Антипроизведения искусства могут выражать несогласие с тем, что существует разделение между искусством и жизнью, а также ставить под сомнение само существование искусства . «Антиискусство — это очевидный парадоксальный неологизм . В то время как искусству может быть дано определение, антиискусство противоречит определению. Таким образом, неотъемлемая часть искусства — это созидание, антиискусство выражает себя в разрушении» . Антиискусство выступало в качестве явной оппозиции течениям в искусстве XX века, в особенности тем течениям, которые сознательно стремились к отступлению от традиций или институтов. Однако антиискусство само по себе не является отдельным течением искусства, но может быть определено довольно широкими временными рамками. Таким образом, некоторые течения в искусстве отождествляли себя с антиискусством, например, течение дада . Теодор Адорно в своей работе «Эстетическая теория» (1970) констатирует: «…искусство должно выходить за рамки собственного определения, собственного понятия, чтобы сохранить ему верность. Мысль об упразднении искусства делает искусству честь, ибо она свидетельствует о его благородном стремлении к истине» .
Антиискусство может как принимать формы искусства, так и не принимать их . Однако существует спорное утверждение, что антиискусству не обязательно принимать форму искусства для воплощения своей функции альтернативы искусству . Некоторые формы антиискусства стремятся обнаружить общепринятые границы искусства, при этом расширяя их свойства . Антиискусство может отрицать как отдельные аспекты искусства, так и искусство в целом.
Некоторые примеры антиискусства выступают за сокращение фундаментальных структурных элементов искусства. Примерами данного феномена могут служить
, пустые рамы,
,
алеаторика
.
Антиискусство также зачастую использует инновационные материалы и техники, чтобы включить в изобразительное искусство ранее не используемые элементы. Примерами использования инновационных техник и материалов в антиискусстве выступают
реди-мейд
, фаунд арт,
высвобождение
,
смешанная техника
,
апроприация
,
хэппенинг
,
перформанс
,
боди-арт
.
Антиискусство может выступать против создания материального произведения искусства. Данная цель может быть достигнута путём художественных забастовок или революционного активизма .
Целью антиискусства может также быть умаление индивидуализма в искусстве, с помощью использования реди-мейдов , индустриальных способов произведения предметов искусства, анонимного произведения работ или же отказа художников показывать работы публике . Художники могут также объединяться в коллективы, чтобы размыть границы своей индивидуальности в произведении. Некоторые антихудожники уничтожают собственные произведения искусства, преднамеренно создавая работы для уничтожения . Данная тенденция прослеживается в саморазрушающемся искусстве.
Антиискусство может также отрицать арт-рынок и элитарное искусство .
Жан-Жак Руссо отрицал разделение между актёром и зрителем, жизнью и театром . Карл Маркс утверждал, что искусство — это следствие классовой системы и, таким образом, сделал вывод, что в коммунистическом обществе будут существовать лишь люди, которые задействованы в процессе производства искусства, не являясь при этом художниками .
Первым течением, которое поставило себя в оппозицию с искусством, было , которое появилось в конце XIX века в Париже. Основателем течения был французский писатель и публицист Леви Джулс, который в 1882 году организовал в известном богемном кабаре « Чёрный кот » первую выставку отвязанных художников , называя экспонируемые произведения «рисунки людей, не умеющих рисовать» . Выставки проходили до 1896 года и были очень популярны ввиду своей высокой развлекательности. В своем стремлении к сатире , высмеиванию и издевательству, представители данного течения произвели огромное количество работ, которые напоминают авангардистское искусство XX века : реди-мейды , монохромная живопись , пустые рамы , музыка тишины.
Ранние истоки дада можно проследить в парижской «школе фумизма» , созданной парижской группой «отвязанных художников» почти за сорок лет до создания первого манифеста дада .
Течение дада возникло в 1916 году во время Первой мировой войны в нейтральном Цюрихе — мировой столице изгнания, городе революционеров, дезертиров и авантюристов, в культовом Кабаре Вольтер — полуподвальном месте для вольнодумцев. Течение возникло как реакция на события Первой мировой войны , первого масштабного потрясения для человечества в XX веке, которое, по мнению художников, лишний раз подчеркнуло тщетность бытия. Основателем течения является румынский поэт Тристан Тцара , который однажды наткнулся на слово «дада» в словаре и решил, что это «совершенно бессмысленное» слово может стать «самым удачным названием для всего течения» . Рационализм и логика были провозглашены главными виновниками общемирового конфликта, иррациональность, разрушение канонов, бессистемность предлагались дадаистами в качестве альтернативы . Дада предлагалось в качестве альтернативы всем художественным практикам, а также течением «анти-изма». Важнейшей идеей дадаистов было разрушение и отказ от любой эстетики .
В
СССР
дада
было представлено литературной группой
Ничевоки
.
Начиная с 1913 года
Марсель Дюшан
, активно взаимодействуя с дадаистами, начинает создавать серию работ, выполненных в революционной технике
реди-мейд
, провозглашая, что любой предмет может стать произведением искусства по воле автора, его подписавшего, в контексте выставки или музея.
конструктивизм , возникший в Советской России в 1919 году, стал одним из направлений авангардного , пролетарского , «производственного искусства», призывающего всех художников отказаться от концепции « искусство ради искусства » во имя полезного в повседневной жизни искусства, которое бы служило народу . Социальная функция искусства была полностью переосмыслена. В 1921 году на выставке абстракционистов 5х5=25 в Москве, Александр Родченко представляет монохромный триптих «Гладкий цвет» и провозглашает «конец живописи» . Радикальные взгляды и действия Родченко положили конец буржуазным нормам и практикам в искусстве и открыли путь для новой российской жизни и культуры .
В 1920-е годы дада во Франции слился с сюрреализмом , а в Германии — с экспрессионизмом .
Впервые термин сюрреализм был употреблён в 1917 году Гийомом Аполлинером в его манифесте «Новый дух», написанным для премьеры балета «Парад» в театре Шатле в Париже , ставшего впоследствии скандальным. Сюрреализм зародился во Франции, однако впоследствии охватил практически весь мир. Значительный вклад в развитие течения внёс французский писатель и поэт Андре Бретон . Познакомившись с Гийомом Аполлинером на фронте Первой мировой войны , Бретон был представлен Филиппу Супо , с которым в 1919 году он опубликовал первое сочинение, написанное в сюрреалистической технике автоматического письма «Магнитные поля». После публикации в 1924 году первого Манифеста сюрреализма течение обрело четкую программу, изложенную в документе Андре Бретоном , ставшим идеологом и вождем сюрреализма. В своей философии сюрреалисты опирались на работы леворадикальных теоретиков вроде Вальтера Беньямина и Герберта Маркузе [ источник не указан 2608 дней ] , а также на работы Зигмунда Фрейда , связанные с методом свободных ассоциаций , анализом сновидений и бессознательного , чтобы освободить своё воображение в полной мере. Группа сюрреалистов стремилась революционизировать культурные, социальные и политические представления человечества. Они стремились освободить человека от ложной рациональности, сковывающих их традиций и структур. В политическом плане сюрреализм придерживался ультралевых взглядов, поддерживая коммунистов и анархистов . К 1930-м годам многие сюрреалисты отождествляли себя с коммунистами . Бретон и его товарищи некоторое время поддерживали Льва Троцкого и его Левую оппозицию , однако, после Второй мировой войны , сюрреалисты взяли курс на анархизм .
В середине 1940-х годов в Париже румынским иммигрантом Исиодором Изу совместно с было основано новое авангардистское течение леттризм , гордо провозглашенное её создателями «единственным течением современного художественного авангарда» . В 1947 году в первом манифесте леттризма «За новую поэзию, за новую музыку», Изу провозглашает букву (letter) основным элементом любой сферы эстетики и всех видов художественного творчества. Леттристы стремились к освобождению индивида посредством повсеместного распространения креативности в повседневной жизни, выступали за трансформацию жизни в целом, отказываясь от разделения и специализации труда, а также предлагали преобразования всех сфер человеческой жизни. Целостное искусство должно было дойти абсолютно до всех людей земного шара, вне зависимости от их национальной принадлежности. Поэзия леттристов задумывалась в качестве первого настоящего интернационала.
В 1956 году, вдохновившись идеями Готфрида Вильгельма Лейбница об исчислении бесконечно малых и больших , Изу стал развивать идею о произведении искусства, которое по своей природе не могло быть создано в реальности, но которое бы, тем не менее, могло бы быть эстетически воспринято человеческим разумом.
В 1960 году Изу создал сверхвременное искусство, которое позволяло зрителям участвовать в создании произведений, а также стать непосредственно частью того или иного произведения. Гипотеза о смерти кинематографа и его превращении в нескончаемый хэппенинг , высказанная Изу в работе «Эстетика кино», была перенята другим течением — ситуационизмом.
В Японии в конце 1950-х вдали от высококультурного Токио появилась арт-группа Кюсю, представители которой начали бороться с выставочной политикой, основанной на личных связях художников и на системе «мастер-последователи». На первый план выходили инновационные материалы, используемые в процессе создания произведений: таким образом, произведением искусства становился сам материал, а также взаимодействия художника с ним. Представители группы Кюсю с большим воодушевлением приняли идеи информализма , кромсая, пачкая и ломая материалы, зачастую уничтожая работу в процессе создания. Художники рвали и жгли холсты, скрепляли степлерами куски гофрированного картона, используя в работах ногти, орехи, пружины, мешковину, рухлядь, после чего погребали свои работы, зарывая их в землю. Группа Кюкю считается важным составляющим антиискусства.
В начале 1950-х годов Леттристский Интернационал (LI), а затем и Ситуационистский Интернационал (SI) (1957 год) стали развивать новую диалектику, в основе которой лежала идея создания замены искусству и уничтожение искусства, как отдельной, специализированной деятельности и его трансформация в структуру повседневной жизни. С ситуационистской точки зрения, искусство могло быть исключительно революционным, поэтому свою главную задачу они видели в завершении и дополнении работ дадаистов и сюрреалистов и одновременно в их уничтожении . Ситуационисты полностью отказывались от производства искусства . Ситуационистский Интернационал был, по всей вероятности, самым радикальным, политизированным, наиболее организованным и теоретически обоснованным течением антиискусства, достигнув своего апогея в мае 1968 года во Франции во время студенческих протестов и массовых стычек. Ситуационисты апеллировали к творческой молодёжи, продвигая идею культурной революции . Хотя после неудавшегося восстания 1968 года ситуационизм оказался лишь утопичной, нежизнеспособной теорией, идеи данного течения оказали существенное влияние на развитие мировой культуры и политики.
На рубеже 1960—1970-х годов художники начали искать альтернативы модернизму , именно в это время начало формироваться лицо современного , постмодернистского искусства .
Идея неодада была предложена ещё в 1922 году нидерландским художником Тео ван Дусбургом во время кризиса исходного течения. Впоследствии мысль о возрождении течения дада существовала довольно продолжительное время. Термин неодада появился на страницах журнала «Artnews» спустя почти 40 лет, в 1958 году и использовался в отношении Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга — двух американских художников, близких в своем искусстве к набирающему в тот период обороты течению поп-арт . Неодада появилось в противовес абстрактному экспрессионизму , зачастую отождествляется именно с поп-артом , флуксосом и новым реализмом .
Поп-арт бросает вызов традициям изящного искусства с помощью репрезентации в произведениях образов массовой культуры , таких как реклама , новости , комиксы , продукты массового потребления, зачастую выдёргивая материал из привычного контекста и помещая его в новый, абсурдный формат . Поп-арт по своей сути являлся одновременно и продолжением и отречением от дада. В то время, как оба течения исследовали сходные темы, поп-арт замещал деструктивные, сатирические и анархические идеи дада-артефактами массовой культуры . Художники течения стремились изгнать из произведения свою индивидуальность, посредством замещения ручного труда машинным производством, стремились к массовому репродуцированию и тиражированию своих произведений. Российской версией поп-арта принято считать соц-арт , появившийся в СССР в 1970-х годах.
Арт-движение Флуксус появилось в 1960-х годах и принесло с собой сильный заряд анти-коммерциализма, свойственного антиискусству. Художники течения с пренебрежением относились к искусству, нацеленному на арт-рынок, в пользу творческих практик, ставящих художника во главу угла. В своих перформансах , проходящих в разное время на фестивалях в Париже, Копенгагене, Амстердаме, Лондоне и Нью-Йорке, художники пытались размыть границу между реальной жизнью и искусством, художником и зрителем . Движение Флуксус привлекало не только художников, но и музыкантов, работающих в жанре экспериментальной музыки . Художники движения взяли на вооружение концепцию синтетического искусства и, таким образом, работали во многих медиа и техниках, таких как перформанс , хэппенинг , коллаж , звуковое искусство, видеоарт , визуальная поэзия, фигурные стихи . Течение до сих пор существует и играет важную роль в раскрытии понятия «искусство» . Благодаря группе художников Флуксус в 1964 году переросло в международное движение течение мэйл-арт .
В 1960—70-х стал оформляться концептуализм . Изобретение термина принадлежит Генри Флинту , музыканту и философу, использовавшему термин в одноимённом эссе в 1961 году , однако основоположником и идейным вдохновителем течения является американский художник Джозеф Кошут , который предлагал в корне переосмыслить функции произведения искусства и культуры .
На первый план выходит концепция, целью искусства провозглашается передача идеи, которая предполагает интеллектуальное взаимодействие зрителя с произведением. Физическое выражение и эмоциональное восприятие произведения отходят на второй план.
В СССР в начале 1970-х годов появился Московский концептуализм .
Концептуализм открыл дорогу для многих нетрадиционных медиа в искусстве и их широкому распространению: видеоарт , искусство перформанса , акционизм , искусство инсталляции и других. Позднее развитие технологий позволило художникам вовлечь в творческий процесс новые технологии, что поспособствовало появлению компьютерного искусства , нет-арта , электронного искусства.
Во второй половине XX века и в особенности в 1990-х появился неоконцептуализм , который представляет собой современное продолжение традиций концептуализма 1960—1970-х годов . Неоконцептуализм продолжает изучать фундаментальные вопросы искусства, политики, медиа и общества.
Одними из самых известных неоконцептуалистов является группа Молодые британские художники , занимающие высокую позицию на арт-сцене с конца 1980-х годов .
Однако не все разделяют взгляды неоконцептуалистов. В противовес Молодым британским художникам в 1999 году появилась группа художников-стакистов , переросшая сегодня в международное художественное движение . Манифест стакистов выступает «против концептуализма , гедонизма и культа эгоизма художника» , сравнивая постмодернизм с «обезьяной, поймавшей себя в мешок идиотизма» и провозглашая первостепенность живописи в искусстве .
Как бы парадоксально это не звучало, в настоящее время антиискусство является общепризнанной формой искусства, однако некоторые художники, например, стакисты , до сих пор отрицают художественную ценность рэди-мейдов Дюшана , провозглашая в своих манифестах антиантиискусство альтернативой антиискусству .