Самму
- 1 year ago
- 0
- 0
Уильям Фриз-Грин ( англ. William Friese-Greene ; 7 сентября 1855 , Бристоль — 5 мая 1921 , Лондон ) — британский фотограф и изобретатель в области кино и фотографии, один из пионеров кинематографа . В 1889 году совместно с английским инженером Морисом Эвансом получил первый патент на хронофотографический аппарат , в котором впервые была применена перфорированная целлулоидная лента со светочувствительным слоем .
Родился в Бристоле, образование получил в колледже «Queen elizabeth’s Hospital» . В 1869 году стал помощником у фотографа Мориса Гуттенберга . К 1875 году у Грина уже были собственные фотостудии в Бате и Бристоле . Позже Грин открыл ещё два филиала — в Лондоне и Брайтоне . 24 марта 1874 года женился на Хелене Фриз и изменил свою фамилию, добавив к ней девичью фамилию жены . Позже Фриз-Грин переехал в Харидж и жил там с 1897 по 1904 годы.
В городе Бат Уильям познакомился с Джоном Раджем — изобретателем различных полезных технических приспособлений и большим специалистом по разработке волшебных фонарей . Незадолго до этого Радж разработал новую модель волшебного фонаря , его изобретение могло быстро менять 7 слайдов, создавая весьма реалистическую иллюзию движения. Фриза-Грина изобретение Раджа буквально покорило, и они вместе взялись за доработку устройства .
Со временем Фриз-Грин устранил фундаментальный недостаток устройства — оно работало со стеклянными пластинками, которые меняться с достаточной скоростью не могли. Уильям начал экспериментировать с другими материалами, сначала он пробовал промасленную бумагу, а в 1887 году перешёл на целлулоидную плёнку . 21 июня 1889 года Фриз-Грин запатентовал новую модель хронофотографической камеры. Это устройство могло снимать до 10 снимков в секунду, используя перфорированную целлулоидную плёнку. Тогда же Фриз-Грин включил в конструкцию аппарата скачковый механизм .
Плёнка в аппарате Фриза-Грина поступала из барабана подающего на приёмный барабан. Последний, с помощью рукоятки, вращался рукой, приводясь в движение. Плечо, несущее вращающийся ролик, двигалось с помощью . При своём движении оно тянуло вниз плёнку, которая затем оставалась неподвижной, пока ролик отходил под действием пружины. Одновременно с отходом плеча затвор открывался посредством такого же спирального кулачка. Последний был сконструирован на валу, который приводится в движение рукой. Каждый оборот, таким образом, воспроизводил отдельный кадр плёнки.
28 февраля 1890 года статья о камере появилась в издании British Photographic News , вырезку со статьёй Фриз-Грин позже отправил Томасу Эдисону , который активно работал над своей версией устройства, известной как « Кинетоскоп ». Статья Фриза-Грина была перепечатана в журнале « Scientific American » от 19 апреля 1890 года .
В 1890 году Фриз-Грин продемонстрировал своё изобретение перед публикой. К сожалению, аппарат работал довольно медленно и ненадёжно, так что желаемого впечатления произвести на собравшихся изобретателю не удалось . Свои эксперименты Фриз-Грин проводил жертвуя прибылью с других проектов, при этом финансовые дела его шли не лучшим образом, и к 1891 году изобретатель обанкротился. Позже ему пришлось продать свой хронофотографический патент за 500 фунтов, который позже выкупить так и не удалось .
Впоследствии Фриз-Грин взялся за разработку цветного кинематографа . Экспериментировал он с системой Biocolour — пропуская плёнку через два цветовых фильтра, красный и зелёный . Разработка эта и вправду могла достаточно правдоподобно воспроизводить цвета, однако и недостатков имела немало. К тому же жизнь Фризу-Грину осложнили конкуренты Джордж Альберт Смит и Чарльз Урбан , разработавшие аналогичную систему Kinemacolor , и обвинившие Уильяма в нарушении патента. После долгих разбирательств иска в суде, Фриз-Грин сначала проиграл его в 1914 году, однако позже в 1915 году — уже выиграл. Но воспользоваться своей победой он не сумел . Позже труд Уильяма Фриза-Грина продолжил его сын , и ему, в отличие от отца, удалось добиться большего успеха . Со временем участие изобретателя в развитие первых шагов кинематографа был позабыт, но позже эта позиция была пересмотрена и его вклад стал признаваться. Так, историк кино Питер Доманкевич ( Peter Domankiewicz ) , посвятивший изучению наследия пионера кино несколько десятилетий, отмечал в 2021 году: «Уильям Фриз-Грин использовал кинокамеру прежде, чем этим путём пошёл Эдисон, и за годы до того, как братья Люмьер якобы изобрели кинематограф. Он также снял первые в истории цветные кадры. Пора вернуть истории подлинного Фриз-Грина, личность сложную и интригующую» .
В 1921 году Фриз-Грин отправился в Лондон на встречу деятелей киноиндустрии. Главной темой встречи было тяжёлое состояние британского кинематографа. Фризу-Грину тезисы и тон докладчиков не пришлись по вкусу, и он попытался было возразить, однако речь его внезапно утратила всякую выразительность. Вильяму помогли сесть на место, но чуть позже Фриз-Грин упал со стула и умер . На момент смерти Уильяму Фризу-Грину было 65 лет. Тело изобретателя было погребено на лондонском Хайгейтском кладбище . Монумент создал Эдвин Лютьенс. Жена Фриза-Грина умерла несколько месяцев спустя и была похоронена рядом с ним .
На стене дома в английском городе Брайтон, где жил Уильям Фриз-Грин, установлена мемориальная доска .
В 1889 году Фриз-Грин снял несколько короткометражных фильмов, которые в 1890 году демонстрировал в Королевском фотографическом обществе.
В 1951 году был снят британский художественный фильм «The Magic Box» (в переводе с англ. — «Оставшийся в тени») о судьбе изобретателя. Он произвёл большое впечатление на восьмилетнего Мартина Скорсезе , повлияв не только на его интерес к кинематографу, но и вызвав желание самому участвовать в создании фильмов .