Киноязык
— средство выражения определённой художественной реальности.
Зарождение и развитие киноязыка
Зарождение и развитие киноязыка условно можно разбить на следующие этапы:
1895
—
1900
гг. Братья Люмьер — балаганное зрелище (движение в кадре само по себе становится трюком, дополняемым движением камеры — лифт, наезд). Эффект реальности — поезд, море. Прообраз документального кино. «
Политый поливальщик
» (
1899
) — первый игровой фильм.
1896
—
1903
гг.
Трюковое
кино.
Жорж Мельес
— фантастический, мистический
трюк
(исчезновение, появление, совмещение). Брайтонская школа — комическое (чёрный юмор) в быту (служанка и взрыв,
фотограф
и рот прохожего).
Андре Дид
(Кретинетти, Глупышкин) — абсурдная (бурлескная) комедия.
Своеобразие кинематографической образности. Достоверность кинематографического зрелища. Его отличие от театрального. Изобразительное решение в кино и театре. Общее и специфическое в культуре
театра
и
кино
.
Специфика киноповествования. Понятие
кадра
. Кадр —
план
. Крупность планов. Изображение человека и событий в системе непрерывного действия монтажно-организованных кадров, образующих композиционное единство. Понятие режиссёрского и литературного сценария.
Монтаж
. Пространственные возможности кинематографического изображения. Широкий охват действительности. Разноплановость изображения.
Время как структурный элемент кинематографической образности. Экранное время и его отношение с астрономическим. Возможности концентрации и расширения временных рамок. Внутрикадровое время.
Основополагающие работы по монтажу. «
Эффект Кулешова
», теоретическое наследие
С.Эйзенштейна
. Изменения характера монтажа в современном кинематографе.
Изображение
в кадре. Точка зрения объективная и субъективная. Движение камеры. Понятие —
. Мастерство
кинооператора
. Живописность изображения. Роль художника-постановщика.
Звук
и
пространство
. Физическая природа звука. Звук и точка зрения. Музыка, шумы, речь. Мастерство звукорежиссёра. Основные способы озвучивания.
Понятие
стиля
в кинематографе. Пространственно-временная форма киноповествования, организация фильма во времени (
ритм
, плавность переходов, длина кадров и т. д.) и пространстве (
актер
,
декорация
,
свет
). Авторский
стиль
в
кино
.
Литература
Ю. А. Кравцов, Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006 г.