Interested Article - Путешествие на Луну (фильм, 1902)

«Путешествие на Луну» ( фр. Le Voyage dans la Lune ) — французский фантастический фильм 1902 года, режиссёра Жоржа Мельеса . Немая короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна « Из пушки на Луну » и Герберта Уэллса « Первые люди на Луне ». Поставлена Мельесом по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами его актёрской группы. Считается первым научно-фантастическим фильмом в истории кино .

Фильм имел международный успех, особенно в Соединенных Штатах Америки . Его необычная продолжительность, нестандартные декорации, инновационные спецэффекты и акцент на повествовании оказали заметное влияние на других кинематографистов и, в конечном счете, на развитие повествовательного кино в целом. Ученые отметили широкое использование в фильме патафизической и антиимпериалистической сатиры, а также его широкое влияние на более поздних кинематографистов и его художественное значение в рамках французской театральной школы. После ухода Мельеса из киноиндустрии фильм был забыт, но в 1930-х годах вновь получил широкое обсуждение после того, как значение Мельеса в истории кинематографа начало признаваться поклонниками кино и критиками. Оригинальная раскрашенная вручную копия фильма была обнаружена в 1993 году и восстановлена в 2011 году.

Среди сотен фильмов, снятых Мельесом, «Путешествие на Луну» остаётся самым известным, и момент, когда снаряд прилуняется прямо в «глаз» Луне, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа.

Сюжет

На заседании астрономического клуба его президент, профессор Барбенфуйлис, предлагает отправить экспедицию на Луну. Несогласие высказывает только один член клуба, пять других отважных астрономов — Нострадамус, Алькофрисбас, Омега, Микромегас, Парафарагарамус, соглашаются на экспедицию. Они строят космическую капсулу в форме пули и огромную пушку, чтобы стрелять из неё в космос. Астрономы торжественно садятся на корабль, капсулу с ними загоняют в пушку и выстреливают ими по направлению Луны. Луна, показанная в виде человеческого лица, наблюдает за приближением снаряда, который попадает ей прямо в глаз.

Благополучно приземлившись на Луну, астрономы выходят из капсулы и наблюдают за восходом Земли на горизонте. Утомлённые путешествием, они разворачивают одеяла прямо на поверхности Луны и засыпают. Пока они спят, мимо пролетает комета, появляется Большая Медведица с женскими лицами, выглядывающими из каждой звезды, старый Сатурн высовывается из окна на своей окольцованной планете, и появляется Феба (спутник Сатурна), сидящая в полумесяце. Феба вызывает снегопад, который будит астрономов, и они ищут убежище в пещере, где обнаруживают гигантские грибы. Один астроном открывает свой зонтик, который быстро пускает корни и сам превращается в гигантский гриб.

В этот момент появляется селенит ( насекомообразный житель Луны, названный в честь одной из греческих лунных богинь Селены ) и нападает на учёных, но его легко убивают зонтиком, селенит просто взрывается и превращается в пыль. Появляется всё больше селенитов, и астрономам становится все труднее отбиваться от них. Селениты захватывают астрономов и ведут их во дворец своего царя. Один астроном поднимает царя селенитов с трона и бросает его на землю, после чего тот тоже взрывается.

Астрономы бегут обратно к своей капсуле, продолжая бить преследующих их селенитов, и пятеро успевают запрыгнуть внутрь снаряда. А шестой астроном, сам Барбенфуйлис, использует веревку, чтобы столкнуть капсулу с края Луны, прямиком в космос. Селенит пытается захватить капсулу в последнюю минуту. Астроном, капсула и селенит падают с Луны в океан на Земле, где их спасает корабль и буксирует на берег. В заключительном эпизоде (отсутствующем в некоторых версиях фильма) изображён праздничный парад в честь возвращения путешественников, включая демонстрацию плененного селенита и открытие памятной статуи с девизом «Labor omnia vincit» (с лат. «труд всё побеждает»).

В ролях

Когда вышел фильм «Путешествие на Луну», имена актёров в фильмах не указывались. Указание списка актёров стало более поздней традицией в кино . Тем не менее на основе имеющейся информации имена некоторых актёров удалось установить:

  • Жорж Мельес — профессор Барбенфуйлис . Мельес — фокусник и в первую очередь пионер французского кинематографа, которого сейчас принято считать первым человеком, осознавшим потенциал игрового кино , уже добившийся значительного успеха в этом плане в своих экранизациях « Золушки » (1899) и « Жанны д’Арк » (1900) . Его активное участие во всех своих фильмах в качестве режиссёра , продюсера , сценариста , художника , техника, публициста, редактора и часто актёра делает его одним из первых кинематографистов . Говоря о своей поздней работе, Мельес заметил: «величайшие трудности в реализации собственных идей заставляли меня иногда играть главную роль в своих фильмах… Я был звездой, сам того не зная, поскольку этого термина ещё не существовало .» В общей сложности Мельес сыграл главную роль как минимум в 300 своих фильмах .
  • Блёэтт Бернон в роли Фебы (девушка, сидящая на месяце)
    Блёэтт Бернон Феба , в эпизоде, где путешественники уснули на Луне. Мельес познакомился с Бернон в 1890-х годах в кабаре L’Enfer, где она выступала. Помимо «Путешествия на Луну» актриса снялась ещё в четырёх фильмах Мельеса .
  • Франсуа Лаллеман — офицер морской пехоты. Лаллемен был одним из наёмных операторов кинокомпании Star Film Company .
  • Анри Деланной — капитан ракеты .
  • Жюль-Эжен Легрис — руководитель парада. Легрис был фокусником, выступавшим в театре сценических иллюзий Мельеса, Робер-Уден в Париже .
  • Виктор Андре, Дельпьер, Фаро, Кельм и Брюннет — астрономы. Андре работал в театре Cluny, остальные пели во французских мюзик-холлах .
  • Балерины театра Châtelet в ролях Звёзд и массовки рядом с пушкой .
  • Акробаты театра Folies Bergère — Селениты .

Производство

Вдохновение

Стереоскопическая карта, на которой изображена сцена из оперы Жака Оффенбаха «Le voyage dans la lune»

Когда в 1930 году Жоржа Мельеса спросили, что его вдохновило на создание фильма «Путешествие на Луну», то он ответил, что это были два романа Жюля Верна , « С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут » (1865) и « Вокруг Луны » (1870). Историки кино, в первую очередь французский писатель середины XX-го века Жорж Садуль , предполагали, что источником вдохновения также мог послужить роман Герберта Уэллса « Первые люди на Луне » (1901), французский перевод которого был опубликован за несколько месяцев до того, как Мельес снял свой фильм. Садуль утверждал, что первая половина фильма (вплоть до выстрела из пушки) была вдохновлена Верном, а вторая половина фильма с приключениями путешественников на Луне взята из романа Уэллса .

В дополнение к литературным источникам, некоторые киноведы высказывали предположение о том, что на Мельеса могли повлиять оперетта Жака Оффенбаха «Le voyage dans la lune», которая в свою очередь была нелегальной пародией на романы Верна, а также аттракцион под названием «Путешествие на Луну» на панамериканской выставке 1901 года в Буффало , штат Нью-Йорк . Французский историк кино Тьерри Лефевр выдвигает гипотезу о том, что Мельес опирался на обе эти работы, но по-разному: видимо, сама структура фильма — «путешествие на Луну, посадка на Луну, встреча со страшными инопланетянами, поход под землёй, встреча с человеком на Луне и жёсткое возвращение на Землю, в реальность» — взята прямо из аттракциона 1901 года, а множество других элементов сюжета (включая присутствие шести астрономов с псевдонаучными именами, телескопы, которые превращаются в табуреты, пушка, установленная над землёй, сцена, в которой кажется, что Луна приближается к зрителю, лунная метель, сцена восхода земли и путешественники с зонтиками), не говоря уже о пародийном тоне фильма взяты из оперетты Оффенбаха .

Съёмки

Мельес (слева) в студии, в которой снимался фильм «Путешествие на Луну»

Как отмечает писатель Рон Миллер, «Путешествие на Луну» был одним из самых сложных фильмов, созданных Мельесом, в котором использовался «каждый трюк, который он выучил или изобрёл» . Это был его самый длинный фильм в то время; и бюджет, и продолжительность съёмок были необычайно щедрыми. Стоимость съёмок составила десять тысяч франков , а на их завершение ушло три месяца . Операторами были Теофиль Мишо и Люсьен Тенги, которые ежедневно работали с Мельесом в качестве наемных работников в Star Film Company. Помимо основной работы, операторы Мельеса также помогали в разработке фильма и создании декораций, а другой наёмный оператор, Франсуа Лаллеман, сыграл роль морского офицера . В большинстве случаев Мельес старался на каждый фильм нанимать новых актёров, привлекая талантливых людей из парижского театрального мира, в котором у него было много связей. Им платили по одному луидору в день, что значительно превышало жалованье конкурентов, и в полдень они обедали с Мельесом совершенно бесплатно . Киностудия Жоржа Мельеса, которую он построил в Монтрёй в 1897 году , представляла собой здание, похожее на теплицу, со стеклянными стенами и потолком, чтобы пропускать как можно больше солнечного света. Данная концепция использовалась большинством фотостудий в 1860-х годах. Студия была построена с теми же размерами, что и собственный театр Мельеса Робер-Уден (13,5×6,6 м) . На протяжении всей своей кинокарьеры Мельес работал по строгому графику, планируя фильмы по утрам, снимая сцены в самые светлые часы дня, ухаживая за кинолабораторией и театром Робер-Удена в конце дня и посещая спектакли в парижских театрах вечером .

Декорации, напоминающие реальную крышу в студии

По воспоминаниям Мельеса, большая часть завышенной стоимости «Путешествия на Луну» была связана с механическим управлением декорациями и в частности, костюмами Селенитов, которые были сшиты специально для фильма из холста и картона. Сам Мельес лепил прототипы для голов, ног и коленных чашечек из терракоты , а затем создавал для них гипсовые формы. Специалист по изготовлению масок использовал эти формы для изготовления картонных вариантов одежды для актёров . Один из фонов фильма, показывающий внутреннюю часть мастерской со стеклянной крышей, в которой производят капсулу для полета, специально был окрашен так, чтобы быть похожим на настоящую студию, в которой снимался фильм . Многие из спецэффектов в «Путешествии на Луну», как и во многих других фильмах Мельеса, были созданы с использованием техники «замещающий сплайс», при которой оператор прерывал съёмку на достаточное время, за которое в сцене успевали что-то убрать или добавить, после чего продолжал снимать, тем самым, например, создавая эффект превращения телескопов астрономов в табуретки или исчезновение взрывающихся Селенитов в клубах дыма . Другие эффекты создавались с помощью театральных средств, таких как сценическая техника и пиротехника. В фильме также есть переходные растворения, то есть постепенный переход от одного кадра к другому .

Псевдотрекинговая сцена, в котором камера приближается к Луне с человеческим лицом, была снята с использованием эффекта, изобретенного Мельесом годом ранее для фильма « Человек с резиновой головой » . Вместо того чтобы двигать тяжелую камеру к актёру, Мельес закрепил камеру на месте. Актёр сел в специальное кресло, которое находилось на рампе с рельсами, и кресло начало двигаться в сторону камеры, тем самым создавая эффект приближения. Сам же актёр был полностью укрыт в чёрный бархат так, чтобы из него выглядывало только лицо . Подобный приём позволил режиссёру лучше контролировать перемещение лица в кадре, нежели это было бы сделано при движении самой камеры . Замещающий позволил модели капсулы внезапно появиться в глазу актёра, играющего Луну, завершая кадр . Другой примечательный эффект — это погружение капсулы в океан, сцена была получена путём многократной экспозиции: сначала капсула падала перед чёрным фоном, после была наложена на кадры океана. Далее следует сцена, в которой капсула падает на дно океана и всплывает на поверхность. Для этого отдельно был снят аквариум с головастиками и отдельно — движение картонной капсулы, далее при помощи наложения кадров друг на друга получился эффект того, что капсула и правда опускалась на дно океана . Спуск капсулы с Луны был запечатлён на четырёх кадрах, что заняло около двадцати секунд съемочного времени .

Колоризация

Как и по меньшей мере 4 % продукции Мельеса (включая основные фильмы, такие как « В царстве фей », « Невероятное путешествие » и « Севильский цирюльник »), некоторые плёнки «Путешествия на Луну» были индивидуально раскрашены вручную в колористической лаборатории Элизабет Тюилье в Париже . Тюилье, бывший колорист стекольных и целлулоидных изделий, руководила студией из двухсот человек, которые рисовали прямо на кинопленке кистями, в тех цветах, которые она выбрала и определила. Каждому работнику был назначен свой цвет, для одного фильма часто использовалось более двадцати отдельных цветов. В среднем лаборатория Тюилье произвела около шестидесяти раскрашенных вручную копий фильма .

Музыка

Несмотря на то, что фильмы Мельеса были немыми, они не предназначались для беззвучного просмотра; кинопрокатчики часто использовали специального рассказчика, который объяснял сюжет по ходу его развития на экране, его слова и сам фильм сопровождались звуковыми эффектами и живой музыкой . Мельес сам проявлял значительный интерес к музыкальному сопровождению своих фильмов и подготовил специальные партитуры для нескольких из них, включая « В царстве фей » и « Севильский цирюльник » .

Галерея

Версия с русским тифлокомментарием

В 2021 году была выпущена версия с русским тифлокомментарием — словесным описанием для незрячих . Руководил проектом Иван Борщевский (Евразийская лига субтитровщиков ). Консультантами выступили Павел Обиух (КСРК ВОС ) и Маргарита Мельникова (проект «Опиши мне» ). Текст тифлокомментария озвучил актёр Радик Мухаметзянов. По словам Алексея Козуляева, генерального директора компании «РуФилмс», это первый тифлокомментарий немого кино в России .

Влияние

В кинематографе

В музыке

  • Сюжет фильма был использован в видеоклипах « Heaven for Everyone » группы Queen (1995) и « Tonight, Tonight » группы The Smashing Pumpkins (1996).
  • В 2012 году французский дуэт Air , вдохновлённый фильмом «Путешествие на Луну», выпустил альбом Le Voyage dans la Lune , обложка которого представляет собой самую известную иллюстрацию этой картины.

Признание критиков

  • Журнал The Village Voice назвал «Путешествие на Луну» одним из 100 величайших фильмов XX века и поставил фильм на 84-е место .
  • Сайт IGN включил фильм в свой список 100 лучших фантастических фильмов .
  • Журнал « Мир фантастики » включил «Путешествие на Луну» в число 150 главных фантастических фильмов, назвав его первым научно-фантастическим фильмом .

См. также

Примечания

  1. Hammond, Paul. Marvellous Méliès. — 1st Ed. edition. — The Gordon Fraser Gallery, 1974. — 159 с. — ISBN ISBN 0-900406-38-0 .
  2. (швед.) Svenska Filminstitutet .
  3. * Мир фантастики . Спецвыпуск №2. 150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть. — М. : Мир хобби, 2020. — 192 с. — ISBN ISBN 978-5-91996-312-7 .

    Кинематограф как технологию изобрели братья Люмьер . Но они были инженерами, далёкими от искусства <...> В настоящее искусство визуальных чудес кино превратил Жорж Мельес, директор цирка и знаменитый фокусник. <...> Вершиной творчества Мельеса стало «Путешествие на Луну» — первый научно-фантастический фильм в истории (не будем считать 40-секундный ролик « Механический мясник », где всего-навсего показана необычная машина).

  4. , p. 13.
  5. , p. 186.
  6. , p. 125.
  7. , p. 18.
  8. , p. 106.
  9. , p. 17.
  10. , p. 166.
  11. , p. 88.
  12. , p. 165.
  13. , p. 2.
  14. , p. 234: «Жорж Мельес: Я помню, что в «Путешествии на Луну», Луной (женщиной в полумесяце) была Блёэтт Бернон, певица из мюзик-холла, Звезды были балеринами из театра Châtelet и мужчины (самые главные) Виктор Андре из театра Cluny, Дельпьер, Фаржо, Кельм, Брюннет певцы мюзик-холла и я, Селенитов сыграли акробаты из театра Folies Bergère.».
  15. , p. 111.
  16. , pp. 50, 58.
  17. , pp. 66—67.
  18. , pp. 51—58.
  19. , pp. 53—58.
  20. Ron Miller. . — Twenty-First Century Books, 2006-01-01. — С. 15. — 134 с. — ISBN 978-0-7613-2918-3 .
  21. , p. 99.
  22. , p. 51.
  23. , pp. 165—167.
  24. , pp. 42—43.
  25. , p. 9.
  26. , p. 41.
  27. , pp. 233—234.
  28. , p. 95.
  29. , p. 6.
  30. , p. 85.
  31. , p. 112.
  32. , p. 96.
  33. , pp. 91—93.
  34. , p. 98.
  35. Tom Gunning. . — University of Illinois Press, 1994. — С. 37. — 334 с. — ISBN 978-0-252-06366-4 .
  36. Joshua Yumibe. . — Rutgers University Press, 2012-07-17. — С. 71—74. — 215 с. — ISBN 978-0-8135-5298-9 .
  37. , p. 169.
  38. , p. 27.
  39. , p. 118.
  40. , p. 72.
  41. . www.georgievsk.ru . Дата обращения: 11 августа 2021. 11 августа 2021 года.
  42. (рус.) . Дата обращения: 12 августа 2021. 12 августа 2021 года.
  43. (рус.) .
  44. . web.archive.org (13 июня 2016). Дата обращения: 7 февраля 2020. Архивировано 13 июня 2016 года.
  45. от 30 октября 2016 на Wayback Machine — IGN
  46. Мир фантастики. Спецвыпуск №2. 150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть. — М.:: Мир Хобби, 2020. — 160 с. — ISBN 2686-9470.

Литература

  • Ezra, Elizabeth. Georges Méliès. — Manchester: Manchester University Press, 2000. — 176 с. — ISBN ISBN 0-7190-5395-1 .
  • Wemaere, Séverine; Duval, Gilles. . — Groupama Gan Foundation for Cinema and Technicolor Foundation for Cinema Heritage, 2011.
  • Malthête, Jacques; Mannoni, Laurent. L'oeuvre de Georges Méliès. — Paris: Éditions de La Martinière, 2008. — 360 с. — ISBN ISBN 978-2-7324-3732-3 .
  • Marks, Martin Miller. . — Oxford University Press, 1997. — 320 p. — ISBN 9780195361636 .
  • Cook, David A. . — New York: W. W. Norton & Company, 2004. — 1120 с. — ISBN ISBN 0-393-97868-0 .
  • Matthew Solomon. Fantastic Voyages of the Cinematic Imagination: Georges Méliès's Trip to the Moon. — State University of New York Press, 2011. — 272 с. — ISBN 978-1-4384-3581-7 .
  • Буа-д'Арси: Отдел киноархива Национального центра кинематографии. Попытка реконструировать французский каталог Star-Film; с последующим каталографическим анализом фильмов Жоржа Мельеса, снятых во Франции. — 1981. — ISBN 2903053073 .
  • Frazer, John. . — G. K. Hall & Co., 1979. — 269 с. — ISBN 0-8161-8368-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Путешествие на Луну (фильм, 1902)